Осеннее чтение + осеннее кино (обновляемое)

Nov 30, 2016 22:00

Книги:

1. Микаэль Ниеми. Популярная музыка из Виттулы.
«Сто лет одиночества» в лапидарном северном переложении. Самое интересное, пожалуй, - это знакомое северянам чувство, что школьные буквари и прочие тексты о «родной природе» - вообще не про нас :) У меня, во всяком случае, оно точно было.
«Иногда мы получали детский журнал из Сберегательного банка под названием "Счастливая монетка", на обложке которого красовался вековечный дуб. Журнал наставлял нас, что, если копить деньги, они вырастут величиной с такой вот дуб. Но в Паяле не растут дубы, и мы решили, что в рекламе какая-то заковырка. То же самое с шарадами из этого журнала, где часто попадалось высокое дерево, похожее на кипарис. Правильный ответ - можжевельник. Но ведь можжевельник совсем не такой - это ведь такие колючие, взъерошенные кусты не выше колена».
И ещё цитата, очень важная, на мой взгляд: «Мы были детьми дефицита. Не материального, нет - с этим мы кое-как справлялись, - а духовного. Мы были ничьи. Наши родители были ничьи. Наши предки были ноль без палочки для шведской истории. Редкие залетные преподаватели, приехавшие к нам на время из настоящей Швеции, не то что выговорить - написать наши фамилии толком не могли. /.../ Мы хуже всех в Швеции писали контрольные по шведскому языку. Мы не умели вести себя за столом. Дома мы ходили с шапкой на голове. Мы не собирали грибов, не ели овощей, не ловили раков. Мы не умели беседовать, не умели декламировать, красиво паковать подарки и толкать речи. Мы ходили с вывернутыми ступнями. Мы говорили с финским акцентом по-шведски, хотя не были финнами. Мы говорили со шведским акцентом по-фински, хотя не были шведами. Мы были никем». Вот он, настоящий регионализм.

2. Мэри Энн Шеффер & Энни Бэрроуз. Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков
...Была я на одном органном концерте. В первом отделении - толпа полузабытых сочинителей XVIII века, и вот ты слушаешь, слушаешь их и начинаешь думать - ну добротно же написано, интересно, не без изысков... вроде даже и хорошо... может, и талантливо? А во втором отделении внезапно - Бах. И дохнёт настолько подлинным, что понимаешь со всей ясностью: вот же он, дар Божий! А там были - так, безделки необязательные, пустые внутри, несмотря на то, что и добротно, и интересно, и не без изысков. Потому что нет в них вот этого самого дуновения. Нет, и всё:) Так и с этой книжкой. Трогательно, добротно, интересно, не без изысков. Но - не Бах. Не Бах.

3. Ольга Седакова. Три путешествия. Близкое, чужое, прозрачное, герметичное, понимаемое, ускользающее... люблю Седакову именно за этот букет (испытываемых при чтении) взаимоисключающих впечатлений.
"Мне с детства нравился железнодорожный сон, как нравится не сладкое, а крепкое, как может нравиться болеть или быть в плену, как Пушкину нравилась поздняя осень и чахоточная дева. Странствие и болезнь - лучшие из дней нашей жизни, заметил меланхолический библейский автор, «ибо скоро проходят». И потому еще, что в такие времена можно утешаться собственной невинностью: больше сейчас ничего не придумаешь, ход событий целиком взят из твоих рук. Если жизнь есть сон, то эпизоды болезни снятся на шаткой верхней полке".

4. Джонатан Франзен. Безгрешность.
Роман главного современного американского писателя, уже объявленный критиками "главным романом года". И поскольку помянутые критики успели обсудить вдоль и поперёк "что хотел сказать автор", отмечу тут только одно. Хвалят "Безгрешность", по-моему, вполне заслуженно: это убедительный пример того, насколько современно и свежо может звучать классический "роман воспитания". И при этом легко, "потоково" читаться - что в нынешней "большой литературе" редкость.

5. Соня Любомирски. Психология счастья.
В начале поздней осени меня почему-то тянет читать всякие исследования про счастье... Можно сказать, что по части счастья я уже очень продвинутый теоретик ^__^ И если кто-то вооружается научными исследованиями, чтобы доказать, наконец, раз и навсегда истинность вечных истин (они же банальности), это внушает мне некоторый трепет и безусловный интерес. В конце концов, в наши дни серьёзных-изобретателей-настоящего-вечного-двигателя (ТМ) на каждом углу не встретишь (в отличие от шарлатанов, готовых уступить вам заветную машинку немедленно и за пустяковую сумму, а то и вовсе бесплатно). Впрочем, лишний раз перечитать советы о том, что надо: 1) быть благодарными и внимательными к  людям; 2) жить в настоящем и наслаждаться простыми вещами; 3) уметь заботиться о себе и вести себя как счастливый человек - никому не повредит, не так ли? ;) В конце концов, "исследованиями доказано", что 50% человеческого счастья определяется наследственной способностью быть счастливым, 10% определяется внешними обстоятельствами, а остающиеся 40 - таки зависят от наших собственных взглядов на мир и поведения.

6. Малин Рюдаль. Счастливы, как датчане. Можно считать своего рода продолжением предыдущей книги. Признаюсь: я начала читать её сугубо в прикладных целях - желая приобщиться к секрету просветления знаменитого датского Hygge*. Не тут-то было: по большей части книга посвящена тем самым 10 процентам составляющих счастья, которые от одного отдельного человека, увы, никак не зависят.
*"В датском языке есть слово hygge, которое невозможно перевести ни на один язык мира - оно описывает состояние души.
Hygge - это покой и расслабленность. Это теплый, наполненный солнечным светом дом, в котором нет избытка вещей, но всё находится на своем месте. Маленькие простые радости, которые согревают и помогают вернуть внутреннее ощущение комфорта: большая чашка капучино, который можно выпить забравшись с ногами на диван, бокал вина при свечах, завтрак на заваленной листьями осенней террасе дачи, импровизированный пикник в ближайшем парке. И свечи, свечи, свечи. Мягкое тепло и рассеянный свет свечей создает особое настроение, где бы вы в этот момент не находились: дома, в кафе или на даче. Маленькие домашние вечеринки или уютные дачные посиделки, городские пикники или встречи с друзьями в любимых кафе с простой, но вкусной едой - это все hygge. И в одежде эта философия проявляется очень ярко: большие мягкие свитера, уютные джинсы, кашемировые пончо и мягкие пальто создают ощущение комфорта и непринужденности. Но Hygge - это не только трикотаж и свечи, но и особое чувство комфорта и тепла, которое мы испытываем общаясь в непринужденной обстановке с нашими друзьями и близкими. Hygge подразумевает, прежде всего, отношение людей друг к другу. Это радость от того, что рядом с тобой те, кто тебя чувствует, понимает и принимает таким, какой ты есть. Это искусство создавать интимную атмосферу, это чувство нежности, товарищества, праздничного настроения и полной удовлетворенности - причем все одновременно".

7. Наталья Лебина. Мужчина и женщина: Тело, мода, культура. СССР - оттепель. (это я продолжаю осваивать шорт-лист премии "Просветитель") Весьма живо написанная, хотя и не без повторов-отсылов к предыдущим работам автора, история повседневности хрущёвской эпохи. Минус - литературные источники преобладают над устными (хотя "все ещё живы" и много чего интересного могли бы порассказать), и поэтому картина получилась чуть схематичная и в целом ожидаемая. Что не делает её - для меня, во всяком случае, - менее эффективной прививкой от ностальгии по советскому. Не устаю удивляться причудливости и поражающей силе лицемерно скрываемого культа престижного потребления - особенно у "высокодуховной" позднесоветской интеллигенции.

8. Александра Архангельская, Кирилл Бабаев. Что такое Африка. Ещё одна книга из шорт-листа "Просветителя"-2016. Чрезвычайно занимательное чтение и прекрасное средство от осенней меланхолии. Россыпь пёстрых фактов-обо-всём, каждый из которых прекрасен сам по себе (к примеру, откуда пошло слово "фен" и кто приспособил под трон электрический стул) и которые, вместе с тем, как кусочки паззла, складываются в потрясающе многоцветную цельную картину.
А это - блюстителям старины на заметку :) "Будучи хранителями секретов письма, жрецы не хотели его упрощать, считая, что «слова бога» не подлежат даже малейшим изменениям. В результате причиной забвения древней иероглифики стало, как ни странно, стремление сохранить её".

9. Абрахам Вергезе. Рассечение Стоуна. Читалось в продолжение африканской темы. Хотя роман, конечно, больше о медицине, чем об Африке, и в этом смысле может быть определён как "Казус Кукоцкого" в эфиопских интерьерах. Добротно, плотно, увлекательно.

10. Мариша Пессл. Некоторые вопросы теории катастроф. Может быть, это ноябрьское, - но чем больше читаю, тем больше понимаю простую, давно открытую истину: и в литературе, как в музыке, "нот всего семь", перекликаются не только сюжеты, но и стиль. В общем, это "Тайная история" Донны Тартт, поданная как реферат, написанный отличницей - прилежной, умненькой и не без амбиций. Несмотря на ощущение вторичности, затягивает.

11-12. Барбара Пим. Почти ангелы. Замечательные женщины. Пим часто сравнивают с Джейн Остен. На мой вкус, Джейн по-прежнему остаётся несравненной, а вот эта рецензия на книги Пим - гораздо аппетитнее их самих.

13. Туве Янссон. В конце ноября. Моё традиционное чтение для последних ноябрьских дней. О том, как теряют себя самих и - в ожидании возвращения муми-семейства - обретают вновь, счастливо или не очень. И да, внутри я Филифьонка. Хотя и некая мюмлистость во мне тоже имеется.

Фильмы:

1. BFG (Большой Хороший Великан), 2016
Стивен Спилберг, взявшийся за экранизацию детской сказки, почему-то напомнил мне того самого «детсадовского полицейского» (не сам фильм, а главного героя в исполнении Шварцнеггера). Грубовато и неуклюже, но старательно и по-доброму. Или наоборот: старательно и по-доброму, но грубовато и неуклюже. При этом очень красиво. И великан, конечно, ужасно трогательный и совсем живой.

2. Спящая красавица (реж.-пост. Мэтью Боурн), TheatreHD
Из-за поездки я не успела посмотреть боурновскую постановку «Лебединого озера», которую у нас показывали в августе. Но, может быть, это и к лучшему - потому что те, кто её видел, со «Спящей красавицы» вышли разочарованными. А я - нет :) Конечно, изобретательный сюжет несколько скомканно и сумбурно приведён к требуемому, но весьма условному хэппи-энду. Однако это, по-моему, единственный недостаток. Замечательная хореография с ловко встроенными цитатами из Петипа, уместная и точная пантомима, костюмы, оформление сцены, исполнители... в общем - увлекательное, стильное, очень современное и весьма английское переложение старой сказки и классического балета. И не без морали, как положено сказкам. А мораль сей сказки такова: опасайтесь добрых феев (да, у Боурна Сирень - именно он, фей), милосердно обещающих заменить естественную смерть волшебным сном и отсрочить лет на 100 старость в ожидании пробуждения той-самой. Ибо из-под доброй улыбки поблёскивает вампирский клык, и потому совершенно не очевидно, что вам понравится тот смысл, который вкладывается феями в сакраментальное «и жили они долго и счастливо».

3. Жизнь - волнующее волшебство уборки (2013)
Да, именно так :) Автор сценария - та самая Мари Кондо-КонМари, чья система наведения раз-и-навсегда порядка идёт победным шествием по нашим Интернет-просторам, в результате чего о страданиях не сложенных как надо носков не знают нынче разве что безнадёжные пофигистки. Та же КонМари стала и прототипом главной героини, которая - вся такая в белом пальто костюме, вооружённая тихой улыбкой и зонтиком а-ля Мэри Поппинс - с самоотверженным стоицизмом помогает пропащим экземплярам рода человеческого прибрать дом, а заодно уж и собственную жизнь. Смотрибельно только в качестве мотиватора при разгребании наводящих особую тоску завалов. Хотя вообще-то КонМари - гений. Не знаю, как там с волшебством, но сам процесс складывания одежды по её методу - лучшая из медитаций.

4. Алиса в Зазеркалье (2016)

5. Дом странных детей мисс Перегрин (2016)

6. Мера за меру (Theatre HD, постановка "Глобуса")

7. Инферно (2016)

8. В лучах солнца / Under the Sun (В. Манский, 2016). "Иди и смотри". Думаю, многие помнят, откуда эти слова и о чём они. Но сегодня эти слова - о фильме Виталия Манского "В лучах солнца". Не надо спорить о монтаже и музыкальной подложке. Надо просто смотреть на лица. Такой силы антиутопию не под силу создать ни одному фантасту. Иди и смотри.

9. Доктор Стрэндж (2016). 30 лет назад, в 1986 году вышла программная статья Тома Ганнинга, американского ученого, теоретика и историка кино. Статья называлась «The Cinema of Attraction: Early Film, Its Spectator, and the Avant-Garde». Том Ганнинг взял понятие «аттракцион» у Сергея Эйзенштейна, но изменил его содержание, обозначив этим термином «аттракционную природу» самого устройства первого кино, в котором не было особого сюжета, режиссерского замысла, игры актёров... оно представляло собой именно аттракцион в обыденном понимании этого слова - аппарат, производящий на своих зрителей сильное воздействие, технологическое новшество, привлекающее необычайной силой создаваемых им иллюзий и эффектностью показанных с его помощью трюков. Посмотрев Стрэнджа, думаю о том, как замыкается круг и современное кино снова возвращается к «кино аттракционов» ...

10. Фантастические твари и как их найти (2016). Осенняя сказкотерапия продолжилась миром Гарри Поттера, и, пожалуй, это продолжение понравилось мне больше всего этой осенью смотренного. Виной тому, в первую очередь, моя слабость к межвоенным десятилетием (которую можно считать и профдеформацией, конечно), но не только она. Пожалуй, ещё вот это:
"Как на современную повестку реагирует волшебный мир Гарри Поттера? В десятые годы нашего века не до песни «Ветер перемен» и любви на баррикадах. По миру расползаются клубы мрака - даже не дементоры, забирающие всякое чувство радости, а просто тупая иррациональная агрессия. ...что-то древнее и животное вырвалось наружу, и все представления о добре, прогрессе и гуманизме трещат по швам. В воздухе снова пахнет если не войной, то уж точно страхом. К власти приходят авторитарные режимы, границы закрываются, принимаются «отсталые», «средневековые» законы.
Нужен ли такому времени супергерой? Нет, не нужен. Если зло разлито в воздухе, его нельзя победить подвигом. И в 2016-м году на смену мальчику со шрамом-молнией приходит Ньют Скамандер (оскароносец Эдди Редмэйн), робкий зоолог немного не от мира сего, автор учебника «Фантастические твари, и где они обитают», по которому 70 лет спустя учились Гарри, Гермиона и Рон. Скамандер приезжает в Нью-Йорк во времена сухого закона, эльфийского джаза и гангстеров-гоблинов. Межвоенный период слишком похож на наше время по гнетущей атмосфере... а Ньют Скамандер меньше всего похож на супермена. Кудрявый идеалист, он не борется с тоталитарным правительством и не сражается с волшебными нацистами. На его лице лёгкая улыбка, всё зло мира - для него лишь досадные помехи для занятий любимым делом, сбора и поиска фантастических тварей. Всё будет хорошо, говорит он нам, стоя на трапе корабля, уходящего в грозящую грядущей войной Европу. И даёт, похоже, ответ на главный вопрос нашего и любого времени: что делать".

книжное, фильмы

Previous post Next post
Up