После суматошных рабочих будней и пёстрой круговерти осенних командировок возвращаешься домой. И вот наступает оно, стылое воскресенье конца ноября. За окном задувает обжигающе-лютый ветер, почти бесснежно и оттого ещё более стыло и мрачно - да так, что никакие домашние стены с утра не спасают (ведь ноябрь, как известно, не столько снаружи, сколько внутри). И единственный способ выдернуть себя из этого парализующего ледяного морока - снова стать путешественником, на этот раз воображаемым - представить себя оказавшейся - несомненно, проездом, на пути к гораздо более приветливым и праздничным краям - в этом сонном, диком и сумрачном месте.
...Решительно замотавшись в самый толстый шарф, выйти на улицу - а кто сказал, что будет легко, быть туристом - то ещё испытание. Увидеть, как в первый раз, сплошь покрытые алыми гроздьями кусты. Рябины в этом году уродилось просто невероятное количество. Непонятно, почему её не съела та живность, которая в прошлые годы не оставляла ни ягодки, подчищала всё уже к октябрю.
Проходя мимо рекламного щита, отметить безусловные успехи местной филармонии в освоении репертуара рингтонов. Купить, тем не менее, билет на пятничный концерт, ибо что может согреть ухо надёжней, чем проверенный Бах?
Отдав должное, как положено приличному туристу, пустынной набережной и унылой панораме замерзающей реки, отправиться в музей. А ещё лучше - сразу в два, чтобы как можно точнее следовать тому самому «успеть посмотреть всё». Сопровождать визиты непременным выкладыванием-фоточек-в-Инстаграм.
Смотреть исключительно выставки, посвященные «местному колориту». Понять, что при всей их вполне-себе-достойности, иной оптики для восприятия «народно-природного», кроме экзотизации или пасторализации, пока не изобрели. Север в первом случае будет гламурно брутален, во втором - подчёркнуто наивен и подкрашенно свеж, но и там, там малоестественен. Впрочем, кто требует естественности от фотоглянца? Не тем он хорош и не за то востребован. Перейти к северным жемчугам, повосхищаться:
попутно с практичностью Эллочки-Людоедки отметив, что Marc Cain-то увёл фасончик у поморского заборошника:
В другом уже музее с любопытством наблюдать, как в «поморском натюрморте» народнически-посконный суровый реализм с его уклоном в концентрированную этнографию перерастает в соцреалистический пасторальный миф о всенародном изобилии, а тот, в свою очередь - в любительское ньюэйджевски-гламурное славянофильство, на просторах которого трудноразличимые, но это этого не менее возвышенные предки, накормленные органическим и одетые в экологически-чистое, выходят на свежий воздух предаваться оздоровительному труду и прочим духовным практикам.
Снова прийти к выводу, что лучше Бориса Ивановича Копылова Север не пишет никто.
Зайти, опять-таки, как положено туристу, в книжный магазин на центральной площади, в отделе сувениров купить две резные деревянные фигурки-ёлочки. А заодно в магазинчике неподалеку - всяких нежно-кремовых и ванильно-душистых косметичесих штучек. И не просто вспомнить, а по-настоящему ощутить, что Новый год - уже скоро.
И наконец, уже в сумерках вернуться домой. Туда, где настольная лампа, горячий чай с мёдом, свежеиспеченный брусничный пирог, недовязанный шарф, телевизор, бормочущий фоном про «Гордость и предубеждение» и недочитанная книжка. «Искусство рассуждать о странах, в которых вы не бывали: путешествовать, не покидая дома».
^__^