Е.Ясин, А.Улюкаев об инфляции, о возможности кризиса. - Сказано на Эхе Москвы. Часть 2

Jul 31, 2008 22:17


 ЛАРИСА ЕРЁМИНА

Услышано на любимом ЭХЕ  31.07.2008
Первое появление в ЖЖ 02.08.2008
Дополнения, шлифовка 02.08.2008

Окончание текстовой расшифровки передачи ЭХА

Начало см   http://l-fi-hran-fin-u.livejournal.com/878.html

------------------

Часть 2:
"
А. УЛЮКАЕВ: Вяжется таким образом, что недостаточно укрепляется. Если бы оно укреплялось еще быстрее. Вот если бы сейчас Центральный банк взял, ушел бы с валютного рынка и не покупал бы валюту в свои резервы. Значит, предложение большое, спрос ограниченный. Рубль бы укреплялся, было бы не 23, а 22, 21, не буду говорить других цифр, чтобы никого не беспокоить зря. И это было бы мощным механизмом сдерживания инфляции через удешевление импорта, а значит, снижение всех товаров через конкуренцию импорта и внутреннего производства и удешевление внутренних товаров, через изменение структуры активов и т.д. Вот считается, что 1% укрепления национальной валюты это примерно 0,4% инфляции минуса. Укрепилась на 10%, значит, минус 4%. И мы могли бы сравнительно легко таким образом сбить инфляцию, но считается, это может породить определенные проблемы для внутренних производителей. Лишить их конкурентоспособности относительно производителя иностранных. И хотя я считаю, что неправильно требовать от денежных властей, чтоб они решали проблему производительности вместо производителей. Ну, т.е. можно эффективно использовать труд, эффективно использовать капитал, эффективно использовать производственные мощности. А можно требовать от Центрального банка, чтобы он обеспечил дешевую национальную валюту. И этим заместить все остальное. Видимо это не совсем правильно. Но неправильна и другая крайность, когда слишком большое укрепление порождает такие проблемы. Поэтому мы должны все время идти между Сциллой и Харибдой. Мы должны инфляцию снижать, и рубль держать стабильным.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А как замерить, вот как сказать, сейчас он недостаточно укреплен еще, а сейчас вот уже достаточно.

А. УЛЮКАЕВ: Измерить очень просто. Есть базовое фундаментальное обстоятельство. Допустимо укрепление национальной валюты в меру темпов роста национальной производительности труда. А значит, если у нас, скажем, в прошлом году глобально наша национальная производительность выросла на 8,5%, значит, укрепление валюты до 8,5% не является проблемой для экономики. К ней можно относиться по-разному для отдельных предприятий, но для экономики это проблемой не является. У нас в прошлом году это укрепление реально было немножко больше 5%. Поэтому мы считаем, что это абсолютно такая адекватная ситуация.

Е. ЯСИН: Ну, вот моя позиция немножко отличается. Я бы сказал так, что укрепление рубля вообще является такой сферой, которая не поддается сознательному урегулированию. Вот на днях Алексей Валентинович презентовал свою книжку про кредитно-денежную политику. Где он там подробно разбирает вопросы таргетирования инфляции. Я вот все приставал, спрашивал. А что такое таргетирование инфляции? Таргет вообще по-английски цель. Я его спрашиваю, что значит назначить, что у Вас инфляция должна быть 10,5%…

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Целевая такая.

Е. ЯСИН: Или лучше 9,2. И после этого Вы там будете стараться сделать так, чтобы это самое было достигнуто. Ну, ты сейчас вернешься к этому вопросу. Но я хочу сказать другое. У Вас есть простой сигнал. Есть высокая инфляция. Если Алексей Валентинович по обязанности говорит, что будет ниже, и я его понимаю…

А. УЛЮКАЕВ: Нет, я не по обязанности говорю.

Е. ЯСИН: Окажись я на его месте, я бы говорил то же самое.

А. УЛЮКАЕВ: Я говорю это не обязанности, а по глубокому моему убеждению, что она, безусловно, будет ниже. Безусловно. Я вот тут поспорил с одним из членов правительства. Могу и с Вами поспорить.

Е. ЯСИН: Давай.

А. УЛЮКАЕВ: Ниже, чем было в прошлом году.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: На дворе у нас 31 июля 2008 года. Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев сказал, что будет ниже, чем в прошлом году. Ну, смотрите, Алексей Валентинович, если что.

Е. ЯСИН: На бутылку.

А. УЛЮКАЕВ: Я готов и на бутылку и больше. На ящик готов.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо, договорились.

Е. ЯСИН: Договорились. Теперь, значит, я просто хочу сказать, что в действительности, когда я смотрю на укрепляющийся рубль, и как Центральный банк старается это делать в борьбе с инфляцией, я спрашиваю: а почему те методы борьбы с инфляцией, которые являются естественными, не используются. Почему мы увеличиваем бюджетные расходы как раз тогда, когда волотильность и как-то еще ты говорил турбулентность в этот момент надо же думать как раз о том, чтобы быть более экономным. Больше резервов закладывать. Нет, в это время начинаем активно тратить. На самом деле есть еще один фактор, который мне представляется наиболее важным. Я уже много раз об этом говорил. Это уровень деловой активности. Поощряется бизнес к тому, чтобы вкладывать деньги в совершенствование производства, в увеличение его и т.д. и т.п. Настолько, что он берет активно кредиты при достаточно высокой ставке процента. Значит, он может эффективно эти средства использовать. И если такая деловая активность высокая, значит, высокие темпы производства, и значит, спрос на деньги, подчеркну, не на отвары, а на деньги. Спрос на деньги настолько велик, что он не дает подниматься инфляции. Он как бы не так не принято говорить, что он стерилизует. Но просто он предъявляет спрос, деньги находят свое применение, и, стало быть, можно еще больше выпускать их и будет еще больше спрос. Если такая обстановка. Но она у нас не такая. А если мы еще получаем каждый раз такие сигналы, в результате которых какая-то российская компания обрушивается, и потом у Вас ну даже пускай с самыми благими намерениями, чтобы не было слишком высоких цен на коксующийся уголь, или чтобы там не торговали по заниженным ценам с оффшорами и т.д. Я сейчас не хочу вдаваться в подробности, потому что это и не первый раз. Это как бы такого рода риски, векторы встречают довольно часто. При этом деловая активность будет падать. И значительная часть денег, которые могли бы быть использованы на развитие экономики, превращаются в инфляцию. Поэтому он так уверенно говорит, что у нас до конца года больше не дай Бог ничего не будет. А кто его знает. Я не знаю. Риск он и называется потому риском, что случается тогда, когда ты его не знаешь. А мы видим, что политика правительства очень часто бывает непредсказуемая. Независимо от позиции Министерства финансов. Все клянут Кудрина, он, дескать, плох. А надо бы, как говорится, посмотреть по сторонам. Кто там еще старается. И вот я повторяю еще раз, что это важнейший фактор. И он не имеет никакого отношения. Он будет вызывать укрепление рубля. В каком смысле? Вообще, если экономика крепнет, если как у нас говорят, встает с колен, то будет крепнуть национальна валюта, это неизбежно, сколько бы ни старались.

А. УЛЮКАЕВ: Это нормально, потому что означает, что удорожаются национальные активы.

Е. ЯСИН: Правильно.

А. УЛЮКАЕВ: Растущая экономика, значит, дороже труд. Люди получают большую зарплату. Значит, дороже оценивает земля, здания, сооружения и т.д. Это очевидно.

Е. ЯСИН: Вы можете от этого отказаться. Какой ценой? Еще порушить свою экономику разочек. Это да, это у Вас получится, в этом случае. Но это лучше все-таки, чтобы он укреплялся, дорожал. Чтобы мы, понимаете, ходили гоголем, так, как американцы ходили, скажем, у нас в 91 году. Но за эту цену стоит заплатить, за крепкую экономику приличную зарплату и т.д. и т.п. А если Вы слышите о том, что рубль укрепляется, а внутри страны 14% идет падение покупательной способности, ну, конечно, это неприятно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, что на этой, скажем так, даже не знаю, оптимистической, реалистической ноте я думаю, что мы поблагодарим Алексея Валентиновича Улюкаева. Напомним, что поспорить он с нами поспорил по поводу инфляции и надеемся, что все-таки не будет у нас…

Е. ЯСИН: Хочу еще один момент. У нас корзина валютная так устроена. Чтоб люди тоже это знали. Что 45% это доллары, а 45% это евро. Еще 10% фунтов стерлингов. Значит, если падает доллар, а мы считаем, что падает, вернее, растет рубль относительно доллара, то одновременно евро вырастает. И тогда по евро мы не теряем. Это получается такой балансир. Или в одну сторону перекашивает, или в другую. Но мы все равно там на этом не теряем. Это как раз обеспечивает стабильность нашей валюты.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, что ж я благодарю Алексея Валентиновича Улюкаева и Евгения Григорьевича за разъяснения. Напомню, что это была программа, посвященная актуальным экономическим проблемам современной России. Спасибо.

Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/niceninety/530768-echo/

© 2004 - 2008, Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/
 "

(конец цитаты - ЛЕ)

Е.Ясин;А.Улюкаев;инфляция;кризис;Эхо

Previous post Next post
Up