Франс Де Вааль. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014.
Книга меня восхитила. С некоторыми описаниями опытов я носилась подолгу, рассказывала близким. Некоторые утверждения вписала в личный цитатник. Поэтому недолго думая, показываю вам, друзья мои, ее конспект.
(Конспект допускает искажение цитат или пересказ каких-то положений своими словами, для краткости).
(Споря с Достоевским)
Возможно, это только мое мнение, но мне лично человек, которому мешает бесчинствовать только вера, поневоле внушает опасения.
---
Случалось ли вам держать в руках новорожденного аллигатора? Будьте осторожны, зубы у них уже в полном порядке; кроме того, в опасной ситуации они издают что-то вроде гортанного лая, заслышав который мать может пулей вылететь из воды. Это научит вас уважать родительские чувства рептилий!
---
Обмен зоопарков самками - новая позитивная тенденция, соответствующая традиционному поведению бонобо в природе. Много лет зоопарки передавали друг другу самцов, вызывая одну катастрофу за другой.
---
Контраст между бонобо и шимпанзе безмерно обогащает наши представления об эволюции человека. Бонобо показывают, что длинный ряд наших предков отмечен не только мужским доминированием и ксенофобией, но и приверженностью к гармонии и вниманием к ближнему.
---
Любой самец шимпанзе настолько силен физически (даже если не брать в расчет острейшие собачьи клыки и четверорукость), что даже пятеро дюжих мужчин вряд ли смогут удержать его. Шимпанзе, выросшие среди людей, слишком хорошо это знают.
---
Цитата, Джон Николас Грей, английский философ: «…наука - не колдовство. Рост знаний расширяет человеческие возможности. Но человеческую природу знания не могут отменить».
Я верю, что биология помогает нам понять, почему нравственность такова, какова она есть. Но от этого понимания до советов нравственного характера - дистанция огромного размера.
---
Центральный вопрос атеизма - а именно тезис о существовании или несуществовании Бога - кажется мне абсолютно неинтересным.
---
Со стороны ученых верх высокомерия считать, что их труды могут определить разницу между «хорошо» и «плохо». Меня поражает, что кто-то может так прочно забыть прошлое и объявить науку спасителем нравственности.
---
На деле совершенно не важно, кто именно формулирует эти законы: Бог, человеческий разум или наука. Все подобные подходы ориентированы одинаково - «сверху вниз»; их главная посылка состоит в том, что человек не знает, как нужно себя вести, и кто-то непременно должен ему об этом сказать.
---
Шимпанзе Амос (один из самых симпатичных самцов, которых мне доводилось знать), умер. Вскрытие показало рак. Его состояние постепенно ухудшалось в течение нескольких лет, но он вел себя нормально до самого конца, пока тело попросту не отказалось ему служить. Амос, должно быть, уже несколько месяцев чувствовал себя ужасно, но любое проявление слабости означало для него потерю статуса. Судя по всему, шимпанзе это понимают. Самец должен как можно дольше скрывать свое физическое недомогание и «сохранять лицо» перед сородичами.
---
Путь от генов к поведению далеко не прямой, и психология альтруизма заслуживает не меньшего внимания, чем сами гены. Ошибка первых теоретиков была в том, что они упускали из вида сложность этого маршрута.
---
Млекопитающие обладают «альтруистическим импульсом»: они отзываются на знаки страдания у других и испытывают побуждения помочь, улучшить положение страждущих. Распознать нужду ближнего и отреагировать на нее - совсем не то же самое, что следовать заранее запрограммированной тенденции приносить себя в жертву генетическому благу вида.
---
Цитата: Гизелин: «Отмойте альтруиста и увидите ханжу».
Автор возражает. Неужели у автора этой фразы никогда в жизни не было друга? Любящей жены? Или собаки, на худой конец? Какую тоскливую жизнь он, должно быть, прожил.
---
Среди приматов встречается усыновление. Причем усыновляют сирот не только самки, но и самцы. Зрелость у шимпанзе наступает в возрасте 12 лет, то есть, усыновитель обрекает себя на очень долгий труд.
---
По поводу утверждения о том, что альтруизм является «поведенческой ошибкой».
Передние конечности приматов развивались для того, чтобы их обладатели могли лучше хвататься за ветки, но сегодня я играю ими на пианино. Я ни разу не слышал о том, что кто-нибудь назвал движение пальцев по клавиатуре рояля ошибкой - так почему же к альтруизму такое отношение?
---
Согласен с утверждением Ницше: «Все существующее, появившись каким-то образом, непрерывно интерпретируется заново, трансформируется и направляется к новой цели».
---
Если человек просчитывает свои затраты и размер ожидаемого вознаграждения, то это плохой признак, по крайне мере с точки зрения консультантов по вопросам семьи.
---
Для человека характерна эмоциональная склонность к сотрудничеству, преодолеть которую можно только при помощи сознательного «когнитивного усилия». Подумайте: это означает, что первый порыв человека - довериться и помочь; лишь во вторую очередь мы начинаем взвешивать возможность не делать этого, и для такого решения нам нужна причина. Только одна категория людей лишена этого естественного импульса - психопаты.
---
Риллинг показал, что когда нормальный человек помогает другим, в его мозгу активизируются зоны, связанные с наградой. Добро делать приятно.
---
О собственной теории «бесскорбного» или «гедонистического» альтруизма и оппозиционных построениях. Как ни странно, в спорах об альтруизме материнская забота практически никогда не упоминается. Некоторые ученые даже не хотят признавать ее альтруизмом, поскольку эти действия не укладываются в их схему, где не обходится без жертвы. Они готовы видеть альтруизм лишь там, где действие наносит действующему ущерб, хотя бы сиюминутный. Никто не должен добровольно становиться альтруистом, тем более получать от этого удовольствие. Я называю эту идею «гипотезой травмирующего альтруизма» и считаю глубоко ошибочной.
Цитирует Марка Аврелия: «Благодеяние есть деяние, согласное с природой. Так не уставай же, благодетельствуя, благодетельствовать себе».
---
Природа всегда увязывает необходимые вещи с удовольствием.
---
Эпиграф: «Лучший способ уничтожить врага - сделать его другом» Авраам Линкольн
---
О моногамии гоминидов. Доказать подобное утверждение помогла бы находка останков самца и самки с обручальными кольцами на пальцах.
---
Шимпанзе похожи на мускулистых бодибилдеров, в то время как бонобо казались скорее интеллектуалами. У них были тонкие шеи и руки, похожие на руки пианистов; казалось, им место в библиотеке, а не в спортивном зале, как шимпанзе.
В зоопарках хорошо знают, что шимпанзе из разных стай необходимо любой ценой держать отдельно до тех пор, пока они не познакомятся; в противном случае дело кончится кровопролитием. А бонобо в заповеднике вместо этого устроили оргию.
---
Конрад Лоренц определил агрессию как внутривидовое поведение. Поэтому травоядные животные не считаются менее агрессивными, чем плотоядные, - это может засвидетельствовать любой, кому приходилось видеть схватку жеребцов.
---
Цитата. Роберт Ардри: «Человек - это не падший ангел, а вставшая на ноги обезьяна».
---
Ориентированные на роли мужских иерархий, территориальности и насилия в эволюции человека антропологи игнорируют бонобо. В нашем прошлом, с их точки зрения, нет места приматам-хиппи.
---
Бонобо представляется незрелой версией шимпанзе - точно так же, как человека называют вечно юным приматом. Неотения, или сохранение подростковых черт во взрослом состоянии, считается отличительным признаком нашего вида. Проявляется это в нашей вечной игривости, в любопытстве и способности к творчеству, а также в изощренной сексуальности.
---
Есть сходство в поведении всех приматов. У самцов размыта грань между соперничеством и сотрудничеством. Они могут конфликтовать, запугивать друг друга, но при этом сотрудничают. Копить обиды для самцов нехарактерно - подрались и помирились. Сходство мужчин с самцами шимпанзе имеется. Самки хотя и конфликтуют между собой реже, но и злопамятнее…
---
Недавняя публикация генома бонобо показала, что у человека есть общие с бонобо гены, которых нет у шимпанзе. Наш вид мозаично схож и с теми и с другими приматами, человек - «биполярная обезьяна». В хороший день мы можем быть милы и ласковы не хуже бонобо, а в дурной - не уступим шимпанзе по деспотичности и жестокости.
---
Как сказал один философ, быть воинствующим атеистом - все равно, что «яростно спать».
---
Я происхожу из католической семьи, но давно уже не католик. В общении равно с религиозными и нерелигиозными людьми я теперь пользуюсь одним-единственным четким критерием - и определяется он не тем, во что конкретно верит человек, а лишь уровнем его догматизма. Я считаю, что догматизм угрожает нам сильнее, чем религия как таковая. Особенно же мне любопытно, как может человек перестать веровать, но при этом сохранить связанные с ней зачастую шоры.
---
История индуса, женившегося на голландке-кальвинистке с севера. Родители девушки представления не имели об индуизме, но считали: зять-индуист - это ничего, главное, что не католик.
---
Критиковать веру человека - все равно, что спасать тонущую рыбу.
---
Всю жизнь я провел в академической среде и могу сказать, что для ученого услышать о своей ошибке столь же приятно, как найти таракана в кофе. Типичный ученый - это тот, кто в начале карьеры делает интересное открытие, а всю оставшуюся жизнь заботится о том, чтобы все остальные уважали его вклад и никто бы в нем не усомнился. Трудно вообразить себе что-то более скучное, чем компания пожилого ученого, которому не удалось этого добиться.
---
Прислушаться к аргументам трудно, когда дискуссия начинается с пощечины.