В тени Дюма

Oct 05, 2014 11:53



В годы перестройки я не раз натыкалась в различных СМИ на советы, даваемые нашим туристам, посещавшим Францию… (Воспринимала это теоретически, ибо мне совершенно не светит). Советы эти часто сводились к одному и тому же: не пытайтесь сводить историю Франции к вычитанному у Дюма. Это все равно, что сводить историю России к вычитанному у Пикуля. Смешно и грешно, не позорьтесь, помалкивайте лучше, слушайте экскурсовода, читайте золотую французскую классику, а не попсу…
Увы нам, бесспорные французские классики, так же, как и классики русские, обычно были увлечены современностью, своим мрачным машинным веком, социальными конфликтами и причиняемой ими болью.
Исключение, наверное, составляет Виктор Гюго, человек, которому было тесно в рамках данной ему исторической (да и не только исторической) реальности, его «пёрло» так, что он и с отцами-основателями жанра фэнтези, а это были его соотечественники, младшие современники, дружил. Его историзм, как считают, не столь сомнителен, хотя тоже не идеален. Это у нас с двумя-тремя ремарками историю начала XIX века можно изучать по Льву Толстому. А вот времена Опричнины по А.К.Толстому, вроде бы - нельзя.

Если я спрошу, друзья мои, какие у вас отношения с Дюма-отцом, то буду отдавать себе отчет, что отвечающий будет вспоминать детство и эпоху «макулатурной» литературы, и романтические приключенческие коллизии, которых так не хватало в жизни. "Средь оплывших свечей и вечерних молитв, Средь военных трофеев и мирных костров Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от мелких своих катастроф..." (В.С.Высоцкий)
Конечно, лично мне были ближе «стилизованно-готичные» Вальтер Скотт и Роберт Стивенсон с их аналогичной исторической попсой на тему Англии. Там билось мое юное сердце...

Должна сказать, что от Дюма-поветрия я была абсолютно свободна, просто дружила с компанией подростков, помешанных на романах Дюма, и волей-неволей наслушалась их восторгов… (В то время я была зависима от них эмоционально - кое в кого влюблена, а потому послушна).
Впрочем, много позже, получше узнав осточертевшего за годы отрочества Дюма как личность, я сменила гнев на милость. А еще позднее - зауважала его как мастера своего дела (поняв - какого именно дела). Но с исторической точки зрения, я, естественно, доверяю ему не сильнее, чем автору либретто балета А.Хачатуряна «Спартак» как эксперту по истории Рима…

читательский дневник, компроматушки, подумаешь

Previous post Next post
Up