Одна старая статья. Мифы Океании о смерти и бессмертии

Jun 06, 2014 19:27



Мифы всех народов мира прекрасны и мудры. Они поэтизируют многие явления, даже те, с которыми человеку трудно примириться - например, смерть. Почему людям не дано жить вечно и вечно наслаждаться красотой мира? Истории, которые рассказывают об этом народы, населяющие Океанию, передают нам их отношение к жизни и смерти. Оно свидетельствует как о мужестве, которое рождает понимание и принятие неизбежного, так и о том, что жизнь всегда виделась океанийцам яркой, многоликой и прекрасной, несмотря на все ее трудности и страдания. Все эти мифы объединяет мысль о том, что смерть - это не самое страшное событие в судьбе человека, и не конечная точка в ней. Душа человека, покинув тело, идет туда же, где обитают души его предков, в миры, которые боги устроили удобнее, чем землю, где бессмертие - реальность. Жизнь и смерть неразделимы в нашем земном круге, но за его пределами смерть теряет свою силу.
Среди героев мифов о смерти и бессмертии действуют небесные светила, стихии, животные и растения, боги и люди вступают в противоборство, учатся, любят и вместе творят мир.
Изначальное бессмертие утрачивается в результате каких-то ошибок, проявление чьей-то злой воли, конфликта, и иногда даже - свободного выбора человека.

Во многих мифологических системах народов Океании человек метафорически соотносится с тем, что способно возрождаться - например, с Луной, которая у полинезийцев и меланезийцев имеет женскую ипостась, а у аборигенов Австралии - мужскую. Или с многократно сбрасывающими кожу змеями. Или с умирающими и вновь возрождающимися растениями.
Бессмертие и возрождение в некоторых мифах Меланезии рисовались как процесс сбрасывания кожи. Люди, подобно змеям, во времена миротворения могли вновь стать молодыми и продолжить жить, сменив старую кожу на новую.
Меланезийцы с Новой Гвинеи хранят миф, чем-то похожий на русскую сказку о Царевне-лягушке, только без счастливого финала. Подсмотрев, как мать меняет кожу, неразумный сын То-Корвуву, тем самым помешал процессу перерождения и лишил ее, а заодно и себя и всех прочих людей возможности вновь возродиться.
Другой меланезийский народ - байнинг - считает, что люди однажды просто забыли вовремя сменить кожу, а потому умерли, и так начало случаться и дальше.

Часто в мифах смерть представляется платой за радостную и полноценную жизнь. Эта мысль должна утешать - если предпочесть бессмертие миру без любви и красоты - то что же это за жизнь и зачем она такая нужна!
Жители острова Янде в своих мифах сохранили драматичную историю о жестоком выборе между возможностью менять кожу, живя вечно, и радостями плотской любви. Однажды предпочтя второе, люди были лишены этого выбора впредь.
Подобный выбор сделали мифические перволюди с островов государства Кирибати. Их «грехопадение», за которое они заплатили лишением вечной молодости и бессмертия, символизировало не яблоко, как это было в Ветхом Завете, а душистый цветок с «дерева-женщины», который был прекрасен и обладал чарующим ароматом. Первые люди, украсившие этими запретными цветами свои волосы, были наказаны вождем богов: белые цветы начали прямо на глазах превращаться в седые пряди в их волосах…

Человек разделяет свойство смертности с другими живыми существами. Меланезийское население острова Гуденаф хранит миф о том, что первым существом, которое умерло, вернее, трагически погибло, была лягушка. Таким образом в мир пришла смерть. Жители Палау считали, что смертностью люди обязаны крысе.

Австралийское племя аранда видело возможность возрождения и новой жизни после «временной» смерти, после которой тот же самый человек мог родиться вновь и сохранить при этом свою личную идентичность.
У другого племени - караджери - первые люди-боги, культурные герои братья-титаны Багадьимбири были убиты, но потом ожили, когда на них с небес пролилось молоко их божественной матери Дилги. Ожив, они поднялись на небо, поскольку только там жизнь как богов, так и людей могла быть вечной. Но с их убийством в мир пришла смерть, и умирать начали все.
Племя аборигенов, живущих на плато Кимберли, рассказывает миф о том, что смертны люди стали после конфликта с богами. Бог Луны и человек боролись за любовь прекрасной женщины, в результате этой борьбы на луне появились заметные ссадины и шрамы, а человек утратил бессмертие.
Два других австралийских племени - кулин и вураджери - в своих мифах утверждали, что бог Луны хотел было наделить людей способностью к возрождению, на которое способен сам, но это делать запретили животные-тотемы - голубь или индюк.

В самоанских мифах люди возникли как плоды дерева, сотворенного богом-творцом Нареау. Они поначалу были избирательно бессмертны, как и боги, но потом божество решило разделить свойства неба и земли, убрав с неба все неприятное и злое - старость, болезни и саму смерть. Теперь всего этого нет на небесах, но есть на земле.
Полинезийские боги-перволюди в мифах островов архипелага Кука возрождались и возвращали себе молодость, проплывая под водой озера Раротонга. Сын богини луны Ина не смог это сделать, и с тех пор волшебное искусство было утрачено.
У новозеландских маори смерть пришла в мир после конфликта богов - бога Тане и богини Хине, потомками которых были и все люди. Богиня разорвала связь между верхним и нижним миром. Исправить это положение очень хотел знаменитый герой всех полинезийских народов, мудрый и веселый богатырь Мауи. Проказник узнал, что для того, чтобы вернуть бессмертие людям, он должен проникнуть внутрь тела страшной богини, пока она спит, и проползти через нее насквозь. Этот процесс показался смешным наблюдавшей за этим птичке-трясогузке, своим смехом она нечаянно разбудила богиню смерти, которая и раздавила удальца в своей утробе.

Мифы об утраченном бессмертии есть почти во всех мировых мифологических системах, и океанийские мифы - не исключение. Его потеря представляется людям событием печальным, но не лишающим жизнь радости и смысла.

автоцитата

Previous post Next post
Up