Пишу и боюсь: среди моих френдов есть дочь женщины, которую я упомяну. Но уж больно жгучая обида всплыла, так что я заранее прошу прощения у М.М. за упоминание В.В.
Дело ведь не столько и не только в моей личной боли.
Мы попали в один приказ о сокращении. Поскольку В.В. - пенсионерка, она решила уйти «по соглашению сторон» - четыре средних заработка сразу - и можно больше не работать. А я осталась, дорабатывать два месяца до 30 июня, посчитав, что это будет для меня выгоднее. Сейчас я уже не знаю - так ли это, но решение принято, поезд ушел.
26 апреля В.В. уволилась.
30 апреля у нас был объявлен субботник. Несколько раз я вышла к мусорным бачкам - выносила выбрасывать всякий хлам. И на асфальте, в грязных лужах, я увидела карточки… Обычные библиографические картонные карточки. На них - выписки из публикаций по темам работы, со ссылками на источники. В.В., насколько я понимаю, делала их всю жизнь.
От такого матерого инженера-исследователя, как она, остался бесценный архив, на котором можно… я не знаю… строить не только дальнейшую работу лаборатории, но и пользоваться ими как верным рукотворным справочником. На мой взгляд - это проявление не только мелкой кощунственной мести, но и огромная, непроходимая личная дурость, самонадеянность и невежественная спесь. Выбросить на помойку - даже не библиотеку, а расклассифицированные по темам подсказки, которые могли бы облегчить путь следующим поколениям работников. В интернете всего этого не найти. Это тонны проштудированной специальной литературы, которая если и появится в сети, то очень, очень нескоро, а уж шансов на то, что кто-то прочитает столько, сколько по своей специфической и очень важной теме читала В.В. - нет. Я знаю этих людей. Если они что-то и будут читать, то Донцову. А на работе читать некогда - даже ее… Я просто слов не нахожу, чтобы выразить свои чувства по этому поводу: омерзение, обиду, отчаяние и - недоумение: что же происходит с головами тех, кто это сделал?
Карточки валялись в грязи, на дороге к мусорным бачкам. Их, видимо, понесли на помойку в дырявом мешке, и рассыпали по дороге, и даже подобрать не удосужились…
Карточки выбросили счастливые преемники сокращенной единицы. Руководство к этим фокусам прямым образом непричастно, оно понимает, чего лишилось и - задним числом - кусает локти. Но и совсем невинным я его не считаю: раз пригрели эту перспективную молодежь, внушили ей чувство собственного всесилия, и погнали тех, кто, по крайней мере, уважал то, чем занимается - получите. И распишитесь.
Могу даже подсказать - каким словом. Но оно не для печати.