2. Что такое раньше была в семьях - незамужняя тётка? Княжна Марья из «Войны и мира»… Старший брат - любимый, вызывающий восхищение, герой войны… Первой мировой войны, рассказывавший о том, как к ним в госпиталь в Гатчине, в отделение легкораненых, однажды приехали с большой охраной четыре странные девушки-сестрички. Они старательно и почтительно - небрезгливо - мыли ноги раненым. Без большого толка, но с огромным чувством. Они мыли ноги несчастным нижним чинам с горделивой обреченностью. Это были Великие Княжны Романовы, дочери последнего русского царя. Одна из них прикоснулась и к Николаю Качалову. Мне почему-то интересно - какая, хотя я никогда этого и не узнаю.
Даже моя мама незнакома со своим отцом, вычеркнутым из списка живых бодрыми активистами «без царя в голове» - правильно, ведь не им же царевы дочери мыли ноги - в 1937 году... Нам из достоверных источников известно: его пытали - вешали за ноги вниз головой.
Инна в годы войны познала не только голод, но и звание «вы - фашисты», «враги народа». И этим подло шушукающимся ртам было не важно, что два старших брата Инны - Борис и Пётр - воюют, и Борис - погибнет.
И все-таки - о незамужней тётке Анне.
Анна пришла жить к невестке, рыжеволосой Катерине, и помогать ей растить шестерых детей. Анна была безмужняя. И была предана брату Николаю, и стремилась сделать все, чтобы спасти и сохранить его детей.
Тетка Анна заставляла малышню учить молитвы, правильно прочитавшему давала «меко» - что-то сладенькое.
Сама Анна работала электриком - с «кошками» на ногах лазила по столбам. Электрификация всей страны продолжалась.
В первый момент, как застудилась, не спохватилась… Отказали почки…
Когда Анны не стало - большая семья потеряла кормильца. Анна Качалова, тридцатидвухлетняя «старая дева» была у них за отца…
Без тётки Анны пришлось плохо. Драли и сдавали кору, сушили ягоды, косили по опушкам сено для тощей - под стать хозяевам - коровы. На восьмой класс - платный - дети зарабатывали себе сами, как могли. Ночевали в школе, в кладовке - за двенадцать километров от дома… Добрую, святую Анну пришлось заменить старшей из девочек - Гале, Галине Николаевне. Моя тётя Галя Розина получила всего два класса образования. Но не бросила трудную ношу.
А еще она до последних дней его жизни переписывалась с прежним патриархом Русской Православной церкви, Алексием II - как-то раз, во время его службы в Веймарне (Эстония), где Галина и ее муж жили и приходили в храм - они подружились. Так-то вот.
Тётя Галя с маленькой Инной «на закорках», с держащимися за ее юбку Володей и Тамарой, ходила косить опушки. Пока ее мама, рыжая Катерина, работала колхозным конюхом… Тётя Галя была подростком...
Что за муравьиный инстинкт заставляет девушек и молодых бездетных женщин стремиться спасти и защитить детей? Об их мужестве, которое более мужественности, мне хочется думать и говорить.
Инна, моя мама была в роли «принявшей жертву». Это было бы еще переносимо, если бы не голод…
Сквозь голод пробивались мечты:
1.есть конфеты;
2.выписывать газеты - как когда-то отец…
После восьмого класса Галя собрала ее вещи и отвезла в Кострому в химический техникум. Не слушая слез, не обращая внимания на страхи. А Тамару - слабенькую, золотушную, отдали учиться на библиотекаря. А Володю - чуть живого, опухшего от голода - в Ленинградское ФЗУ.
Галина, как и и Анна была добра, но умела принимать решения и брать на себя ответственность, за это слывет у нас в семье «железной тётей».
Моя мама часто грустно признавалась мне, как ей было стыдно, что они, дети, часто не слушались тетку Анну - не учили молитвы, а иногда и дразнили ее, богомольную «электричку».