(no subject)

Feb 01, 2007 05:08



Исход. Краткое изложение в красках.
Кто такой Израиль, знаете? Израиль - это Иаков. И нет тут ничего странного, был Иаков обманнывм путем получил благословение отца своего Исаака, потом боролся он ночью с незнакомцем, и не поборол тот Иакова, и просил отпустить его, Иаков же сказал, что не отпустит, пока не благословит его незнакомец, тот, понятно, оказался не кем-нибудь, а Господом, и нарек его Израилем, ибо боролся он с Богом. Потомки же его, Руфим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Вениамин, Дан, Неффалим, Гад, Асир и Иосиф расплодились по земле Египетской тысячами и тысячами, и заполнили всю землю Египетскую, как и обещал Господь Аврааму, отцу Исаака, отца Израиля.

Тут и начинается самое интересное. Ибо фараон египетский, который стал править вместо очень хорошего и доброго предыдущего фараона, убоялся, редиска такая, великой многочисленности и силы сынов Израилевых, и сказал народу своему: перехитрим же его, чтобы он не размножался, иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выждейт из земли нашей. И поставили над народом израилевым начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Однако ж чем больше изнуряли сынов израилевых, тем более они умножались, и еще сильнее принуждали египтяне их к работам, и делали жизнь их горькою... ну а они все плодились и плодились... И сказал тогда фараон бабкам повивальным Шифре и Фуа, чтобы если сын при родах выходит, умерщвляли его. Бабки же боялись Бога и не умерщвляли. На вопли же фараона отвечали просто - крепки де женщины еврейские, только придешь к очередной, а она, на тебе, уже сама разродилась! В ужасе приказал фараон любого сына новорожденного в реку бросать, а дочерей оставлять в живых.
Тут то на сцену выходит ни кто иной, как Моисей, Мойша, по-еврейски. Он был тоже из народа Израилева, но избежал он участи мальчиков новорожденных тем, что первые три месяца мать скрывала его, потом же подкинула корзинку с младенцем в тросник, где гуляла дочь фараона. Та увидела младенца, сжалилась над ним и оставила его себе вместо сына, сестра же матери предложила найти ребенку кормилицу из евренок, на что дочь фараона согласилась, не зная, что в роли кормилицы приведут ей саму мать ребенка. Ребенок, понятно, вырос на неплохих харчах египетских, но братьев своих не забыл, и когда однажды увидел, как египтянин бьет одного еврея огляделся вокруг, и, не увидев никого поблизости, хлопнул обидчика и в песке зарыл.
Но настоящие приключения начались у Моисея позже, когда забрел он, пока пас овец, на гору Божью Хориву. Явился тут ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста, который горит, но не сгорает. Из куст того слышится: "Моисей! Моисей!"
И молвил Ангел: "Я, Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в зеплю хорошую и пространную, где течет молого и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев"
В общем короче сказано было отправиться к фараону и вывести из Египта сынов израилевых. Моисей, понятно, сначала отпирался, дескать кто я такой, чтобы к фараону идти, да как скажу самим сынам израилевым, что меня Бог отцов их послал, ведь не поверят да и вообще я косноящычен, короче найди другого.
Но тут все было схвачено. Первым делом разрешили проблему с косноязычием нашего героя, помог в этом ему речистый братец Аарон, который сопровождал его на собрании старейшин сынов израилевых и пересказал то, что Господь сказал Моисею. Моисей же бросил на землю жезл, который превратился в змея. Тут Моисей схватил змея за хвост, и снова в руке его был жезл. Но это не все, засунув руку в пазуху, вытащил Моисей ее побелевшую от проказы, как снег. При повторном же визите в пазуху рука снова приобрела нормальный вид. Этого было достаточно, чтобы сыны израилевы поверили.
Сложнее было с фараоном. Кстати тот фараон, с которого все началось, к тому времени уже почил. Новый же фараон был не лучше. Когда Моисей пришел сказать, чтобы тот отпустил народ его по приказанию Господа Израилева для того, чтобы он совершил тому праздник в пустыне, фараон долго смеялся, и только ожесточил условия евреям, для того, чтобы те по-больше работали, и не занимались пустыми речами: ишь удумали, "пойдем, принесем жертву Господу"! В пустыне! Подите же работайте! Соломы не дадтут вам, сами собирайте, а кирпичи извольте давать по установленным нормам!
В общем не обрадовались сыны израилевы такой прыти Моисея и Аарона, о чем и поспешили заявить последним. Тут уж и в речи Аароновы о том, что все будет дальше хорошо не верили, так, что у братьев второй раз идти к фараону никакого желания не было.
Однако ж пошли. Пришли к фараону опять требовать. Проделали фокус с жезлом. Но фараон таки не того полета птица, вызвал к себе мудрецов и чародеев, и каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями. Правда жезл Аарона оказался круче и сожрал остальных, но сердце фараоново ожесточилось, и не послушал он их.
Ладно, выходит на следующий день фараон погулять. А тут опять эти двое со своими требованиями и фокусами. Поднял Аарон жезл свой, простер его на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера из, н и на всякое вместилище вод их, и превратились те в кровь. Больше всех, надо отметить, пострадала рыба в реках, которая дружно всплыла брюхом кверху. Вонища стояла жуткая, пить из реки стало невозможно. Но волхвы египетские опять не посрамили отечество - чарами своими сделали то же самое. И вновь ожесточился фараон и не послушал просителей. Ну а люди? А люди копали ямы, чтобы найти воды для питья, ибо чудеса чудесами, а пить то хочется каждй день.
Этого, понятно, было мало, братцы начали грозить жабами, и действительно, простер руку Аарон на воды Египетские, и вышли оттуда жабы и покрыли земли египетские. Тут уж даже несмотря на то, что волхвы египетские опять смогли повторить чудо фараон не выдержал и призвал Моисея и Аарона, чтобы те удалили жаб, а он отпустит народ.
На следующих же день жабы вымерли в домах, на дворах и на полях, собрали их в груды и воссмердела земля. Но во дворце, то жаб не осталось, фараон испытал облегчение и отекся от своего обещания.
Начали тут братцы травить египет мошками, которые облемили египтян и скот. Такое даже волхвы египетские не извернулись повторить, как ни старались. Но фараон был непреклонен. Травили Египет песьими мухами. Фараон начал торговаться. Он уже не против самих ритуалов, но зачем в пустыне? Пусть прямо тут. Моисей заметил на сие высказывание, что ритуалы те египтянамотвратительны, и ежели делать их прямо тут, то не побьют ли они нас камнями? Фараон согласился и на бОльшее - пусть отойдут, но недалеко. Обрадовался Моисей и отозвал песьих мух. Фараон же снова ожесточился, и не отпустил.
Так поразила египет пятая казнь - язва морова, весьма тяжкая, от которой повымирал весь скот египетский. А в ответ - кило презрения.
Шестая казнь - взяли братья по горсти пепла, и на глазах у фараона бросили к небу, и такая тут пылища поднялась, что на людях и на скоте египта возникли воспаления с нарывами. А в ответ - тишина
Седьмая казнь - град, побивший всех, кто не успел добраться до домов, насмерть. Ну кроме евреев, разумеется. И опять фараон плачется перед Моисеем, опять добивается окончания казни, и опять отрекается от своих обещаний.
Братья снова угрожают - теперь саранчой. Тут уж и рабы фараоновы осмелели, говорят: "долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему: неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?"
Фараон опять торгуется - теперь согласен отпустить куда угодно, но пусть только детей оставят. Моисей, естественно, посчитал торг неуместным. И опять выгнали братьев из дворца И покрыла лице всей земли саранча, так, что земли не было видно, поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града. Который раз уже фараон молит о прощении, и Господь сдувает саранчу в Чермное море. И угадайте, отпускает ли фараон сынов израилевых?
Давно, я думаю, уже назревает вопрос, а у фараона, вообще, с мозгами все ли в порядке? Что это за мазохизм такой, за пару месяцев превратил процветающий и богатейший Египет в мертвую землю, народ на последнем издыхании, сам же мучается, и все ради чего? Или он смерти своей добивается? так есть же значительно более легкие пути! Однако же аномальное поведение фараона не является загадкой. Все очень просто, сам Бог еще в начале этой заварушки сказал Моисею: "Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет. И выведу воиннство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской - судами великими. Тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их" [Исход. Гл 7. Ст 2-5]
Стоило ли удивляться, что седьмая казнь - не последняя.
Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле египетской три дня. Не видели друг друга, и никто не втавал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых ыл свет в жилищах их.
В который раз фараон торгуется. Ладно, катитесь вы со своими детьми в придачу, но хоть скот оставьте! Моисей опять стоит на своем - тут и причина подвернулась - надо ж жертвоприношение делать. Логичен вопрос - ну не весь же свой скот вы на всесождение пустите, правда? Отберите себе кучку, и идите, жгите. Ан нет, видите ли решать, чтО приносить в жертву надо будет на месте, поэтому в земле египетской "не останется ни копыта". И опять ожесточил Господь сердце фараона (так пишется прямым текстом практически перед каждой новой казнью, то есть это я не по умолчанию говорю, что ожесточил, на этот раз), и выгнал тот в сердцах братьев.
Тут, видимо, было решено, что слишком уж цацкается Моисей с этим фараоном, пора бы, наконец, устроить что-нибудь посерьезнее, чем мухи да жабы.
Ну дальше история многим известна - взяли сыны израилевы себе по одному агнцу на семейство, сьели их (то была Пасха Господня, ночь четырнадцатого дня первого месяца года), а кровью от них помазали косяки и перекладины дверей своих, как знамение, чтобы Господь, увидев кровь, проходил мимо.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было бы мертвеца. [Исход Гл 12 ст 29-30]
Тут уж фараону было не до торговли и не до передумываний, фараон не просто разрешал сынам израилевым катиться на все четыре стороны, а скорее просил их это сделать как можно скорее, и все египтяне понуждали их поскорее убираться, верно рассуждая: "мы все помрем"
Самое смешное, что Моисей провел средь своего народа просветительскую работу,
И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян [Исход Гл 12 ст 35-36]
И вот идут сыны израилевы в далекие края, и вот уже города египетские скрылись за горизонтом, и вот уже ничего не напоминает о страшных четырехстах тридцати летах, которые провели они под гнетом жителей египетских (куда они пришли в свое время сами так как один из сыновей Израиля разбогател там почти до ровни самому фараону и, естественно, пригласил милых родственничков (которые когда-то сами его продали в рабство египтянам) к себе).
На этом сказка сказывается... Ан нет, веселуха продолжается. Уж и не помню в который раз Бог ожесточает сердце фараона, чтобы показать славу Свою на фараоне и всем войске его. Те спохватываются, что потеряли работников своих, снаряжают шестьсот колесниц отборных и догоняют сынов израилевых, расположившихся у моря. Бедные евреи, видя приближающееся со страшной скоростью разъяренное войско говорят Моисею: "разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта?" (вообще надо сказать, что они при первой же невзгоде начинали жаловаться Моисею, бранить его за то, что он устроил этот бедлам и вопить, что лучше б они продолжали работать рабами, а не слоняться в этих авантюрах. Кроме того многие не любили выполнять заповеди божии. Вот, например, манна упала на них с небес, но сказано было - в шестой день будет вам двойная порция для того, чтобы в седьмой день вы не ходили. Так нет же, сьели двойную порцию, и отправились в седьмой день. В общем много тут можно сказать, просто я это обычно опускаю).
Ну а дальше тоже многие знают, события хрестоматийные - Моисей поднимает жезл свой и простирает руку на море, и был сильный восточный ветер, которы сделал море сушею, и расступились воды. И прошли сыны израилевы среди пморя по суше, воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Египтяне, догонявшие беглецов тем же путем, не могли настигнуть свою цель, ибо между ними встал столб облачный. Но этого было мало, воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привел в замешательство стан Египтян, и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом.
Тут-то моисей снова простер руку свою на море, и пришла тому войску вместе с фараоном его погибель.
Спасибо за внимание, простите, если задела чьи-то религиозные чувства.
Возможно, будут еще серии.



Previous post
Up