В Новосибирске представили проекты новых типов «умных» беспилотных дирижаблей. Цель - развитие дирижабельных грузовых коридоров в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.
«Центр воздухоплавания» с дирижабледромом может появиться в Новосибирске. Предложение создать такой объект для строительства и обслуживания грузовых беспилотных дирижаблей сформировали на форуме «Технопром-2024». Идею развивать использование дирижаблей как беспилотных авиасистем обсуждали на круглом столе «Дирижабли как многофункциональный инструмент развития и связанности территорий России». Для развития дирижабельных грузовых коридоров в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне в Новосибирской области планируется создать «Центр изучения и развития воздухоплавания», оснащенного опорным дирижабледромом, оборудованным эллингом для строительства и обслуживания дирижаблей на территории Сибири.
«Центр изучения и развития воздухоплавания» планируется создать при участии институтов СО РАН, университетов - НГТУ и НГУ. По замыслу ученых, разработкой, строительством, испытаниями, сертификацией и опытной эксплуатацией дирижаблей с объемом оболочек до 5 тыс. куб. м займётся «Учебно-эксплуатационный дирижабельный центр» совместно с «Центром изучения и развития воздухоплавания» и другими профильными организациями России. Исследователи Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН на форуме «Технопром» представили уникальный новый тип беспилотных дирижаблей с движителями от циклолетов. Также был презентован проект «умного» дирижабля без хвостового оперения - совместная разработка ученых Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе, Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича и НГТУ НЭТИ. В целом беспилотные дирижабли могут быть использованы для перевозки грузов весом от 20 до 200 тонн, в том числе в места с отсутствующим наземным транспортным сообщением на дальности до 4 тыс. км. Также они пригодятся для картографирования местности, проведения геофизических исследований, освоения новых месторождений полезных ископаемых, поисково-спасательных работ, мониторинга экологической обстановки, охраны природных ресурсов, контроля установленного землепользования и патрулирования территории.
Фото: Прототип беспилотного дирижабля от новосибирского Института теплофизики СО РАН на Технопроме 2024