Истории советского кино. НА ПРОСМОТРЕ «СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА» ШОЛОХОВ ВЫШЕЛ ИЗ ЗАЛА И УЕХАЛ ИЗ СТУДИИ

Dec 03, 2023 18:20

Весной 1946 года Михаил Шолохов на охоте случайно встретил попутчика, который на какой-то забытой богом железнодорожной станции рассказал печальную историю своей жизни - о гибели семьи, концлагере, об усыновлении сироты.
Советское правительство не скрывало своего отношения к гражданам, попавшим в плен. Было немало тех, кого после немецких лагерей отправляли в ГУЛАГ по разным причинам. Поэтому в 1946 году Шолохов понимал: произведение о нелёгкой доле узника фашистских застенок просто не опубликуют.

Спустя 10 лет, когда началась хрущёвская оттепель, Михаил Александрович за семь дней написал рассказ, который косвенно реабилитировал побывавших в плену. Его опубликовали в «Правде». Бондарчук прочёл его и решил стать режиссёром, хотя профильного образования не имел, а это тогда было серьёзным препятствием. Уже 13 января 1957 года на посиделках в честь старого Нового года Бондарчук подошёл к столику, за которым сидел директор «Мосфильма» Иван Пырьев, а тот произнёс: «Куда лезешь?! Тебе мало актёрства?!» И это притом, что Пырьев всегда опекал молодых режиссёров.
Бондарчук не опустил рук - пять раз приходил к Шолохову. Тот долго присматривался к нему и в итоге разрешил экранизацию. Более того, добился, чтобы Бондарчуку никто не препятствовал в работе над картиной.
Главную роль Андрея Соколова постановщик изначально хотел исполнить сам. В кулуарах студии посмеивались: принцип «сам снимаю, сам играю» никогда не приветствовали в сообществе - слишком сложно это. Тем не менее у Сергея Фёдоровича все получилось.
На роль жены Соколова Шолохов предложил Зинаиду Кириенко. В «Тихом доне» она очень точно попала в образ Натальи.
Бондарчук долго искал мальчишку на роль сироты Вани, пока актёр Владимир Борискин не привёл на пробы своего 5-летнего сына Павла. Тот ещё не умел читать, поэтому учил роль на слух с мамой. Однако был смышлёным: перед сценой, в которой должен жадно есть, решил не принимать пищу весь день, чтобы выглядеть убедительным в кадре.
Сыграть коменданта лагеря, у которого с Соколовым происходит психологический поединок, пригласили актёра московского Малого театра Юрия Аверина - так вышло, что звали его преимущественно на эпизодические роли нацистов.
Сцену прощания с женой на вокзале снимали в Тамбове. Женщины из массовки не могли раскрепоститься, когда их обнимали незнакомые экранные мужья. Тогда Кириенко после команды мотор пронзительно крикнула: «Не увидимся мы с тобой на этом свете!» - женщины, пережившие войну, заплакали, и эпизод удался.
Сцену, где пленных ведут в церковь, снимали в Свято-Богоявленском храме в Воронежской области.
Для знаменитого эпизода с водкой киногруппе освободили контору карьера «Северный» в Ростовской области. В этом карьере снимали работу пленных в каменоломне.
Бондарчук справился с работой постановщика и параллельно смог сыграть главную роль во многом благодаря другу, оператору-постановщику Владимиру Монахову. Он одним из первых в советском кинематографе в сцене побега из лагеря использовал съёмки с вертолёта.
Фильм сняли за 74 дня. Когда картину смонтировали, Бондарчук позвал Шолохова и Герасимова. Ещё до финала, на последних секундах, писатель быстро вышел из зала и уехал из студии. Когда режиссёр вернулся домой, Михаил Александрович позвонил ему ближе к полуночи и сказал: «Извини, не хотел при всех рассопливиться».
Премьера состоялась 12 апреля 1959 года. Ленту в первый год увидели свыше 40 млн зрителей. И спустя более чем 60 лет фильм заставляет сопереживать главному герою - значит, время над ним не властно.


Кино, СССР

Previous post Next post
Up