Скифы - звучит волшебно. Недаром сохранилось несколько мифов и легенд, повествующих об их зарождении. Но все же племя скифов существовало на самом деле, о чём поведал нам Геродот. А вот можно ли говорить о целом скифо-сибирском мире - до сих пор остаётся загадкой, хоть эта археологическая концепция и устоялась в научных кругах. Как бы то ни было, экзоэтноним «скифы» нивелировался: сегодня скифами называют даже предшественников сибиряков
Поэтичность - не порок
Пожалуй, самый памятный (по крайней мере для современников) облик скифов оставила нам не столько история, сколько поэзия. Слова Александра Блока «Да, скифы - мы!/Да, азиаты - мы,/С раскосыми и жадными очами!» в общем-то неверно рисуют нам представителей этой народности.
Во-первых, скифы имели, скорее, европеоидный тип лица, нежели монголоидный.
Что же до жадности, то бишь алчности, то скифы больше отбивались, нежели нападали сами. Однако в чем действительно не откажешь скифам - так это в храбрости. Им удалось победить такого могущественного персидского царя, как Дарий, и дать отпор армии самого Александра Македонского.
Итак, что же за племя такое - эти скифы?
В античные времена скифами называли группу ираноязычных народов, обитавших на территории Причерноморья. Были скифы кочевниками и, поскольку не являлись собственно эллинами, то в глазах греков выглядели варварами. Таковыми и считались.
С годами ареал обитания скифов увеличился, поскольку им приходилось и быть гонимыми, и самим вытеснять другие племена, в результате чего их культурное влияние распространилось на другие народы. Именно поэтому сегодня и существует понятие «скифо-сибирское единство», где речь идет об общем, характерном для скифов, «зверином стиле».
Однако это вовсе не означает, что сами причерноморские скифы оставили в Сибири свой след. Хотя существует версия, что скифы как раз и ведут свою историю именно из Сибири. Что, будучи теснимыми другими племенами и сами тесня других, скифы дошли до Причерноморья и смешались там с местным населением. Что даже существовал миграционный коридор, проходящий через Томскую землю.
Сегодня под скифами чаще всего подразумевают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории современной Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и - части Сибири!
Так, еще в XVI веке на картах западноевропейского исследователя Герберштейна Скифия была показана аж на самом севере Сибири. И до сих пор некоторым исследователям продолжает лелеять слух название реки Оби. Не исключено, что оно и впрямь происходит от иранского «аб», что значит «вода, река».
Хотя гораздо любопытнее (правда, скорее, для литературоведов, нежели для историков) выглядит тот факт, что на картах целого ряда исследователей XVI-XVII веков рядом со Скифией был отмечен топоним «Лукоморье». Пушкинское Лукоморье (которое мы иначе как сказочным не воспринимаем) картографы размещали в бассейнах рек Кети, Чулыма и Томи!
У Сибири своя «мифология»
На сегодняшний день остатки скифской культуры имеют место быть как в южных районах Кавказа, так и в верховьях Енисея. Однако не исключено, что причерноморские скифы (у которых переняли культуру условно-сибирские скифы) сами пользовались, что называется, импортом. Кто сказал, что варвары были чужды благ цивилизации?
Скажем, как причерноморские мастера, так и сибирские, убедившись в прочности изделий других народов, просто могли делать их копии. Особенно это касается серийных изделий - в частности, оружия - в целях обеспечения громадной армии.
Предметы вооружения, детали конской сбруи и собственно произведения изобразительного искусства как из южнорусских курганов скифской знати, так и курганов Южной Сибири очень похожи. В евразийских степях на местные культы наложили отпечатки культы скифо-сибирские. Сложная мифологическая система, замешанная на культе предков, животных, солнца, растительных сил природы и огня, нашла отголосок в погребальном искусстве и уже упомянутом «зверином стиле».
Собственно, этот стиль является определяющим для скифской культуры. «Звериный стиль» - это способ изображения животных, при котором зверь находится в движении и сбоку, но при этом повернут головой в сторону зрителя.
В Новосибирской области в рамках археологической экспедиции «Атлантиды моря Обского» в осыпях берега на Миловановском острове (Ордынский район) были обнаружены украшения пояса скифского (будем придерживаться этого слова) воина V-III вв. до н. э. О том, что можно рассказать на основании этой находки о пребывании скифов в Сибири наш корреспондент выяснила у кандидата исторических наук, руководителя экспедиции Сергея Рослякова.
- Сергей Георгиевич, пояс воина (которому принадлежали найденные украшения) входит в так называемую скифскую триаду?
- Скифская триада вообще понятие условное. В принципе, и оружие, и украшения, и конскую сбрую определенного типа (составляющие триаду) включала в себя ВСЯ культура воинов-кочевников. Просто по отношению к скифам и скифо-сибирскому единству сложилось такое устойчивое понятие: триада. А связано это как раз с тем, что к этим трем составляющим применим скифо-сибирский «звериный стиль».
Что же конкретно до найденной бронзовой бляхи - со спиральным орнаментом и петелькой снизу - то это типичное УКРАШЕНИЕ пояса. Однако оно имело и функциональное назначение: к этой петельке подвешивался ремешок, на который мог крепиться, скажем, мешочек с огнивом, кинжал либо еще какие предметы амуниции.
- А не могла ли на поясе висеть еще и золотая чаша: известно, что скифские воины (конечно, прежде всего причерноморские) подвешивали ее в знак уважения к своему прародителю? Ведь согласно одной из версий (мифологической) происхождения скифов, отец Скифа Геракл, уходя от Эхидны, оставил свой пояс с золотой чашей, который должен был достаться тому из трёх их сыновей, который проявит чудеса ловкости и силы.
- Судить здесь сложно, ведь посуда, которая встречается в погребениях воинов скифского времени на территории Новосибирской области или Барнаульского Приобья, практически вся керамическая. Возможно, в нашей почве сохраняется только керамика. А вот деревянная посуда, кожаная и посуда, сделанная из рога, - нет. В любом случае в погребении необходимо найти сам сосуд, не говоря уже о месте на самом поясе, где бы этот сосуд мог висеть. И уж вряд ли бы он был золотым. Ведь сведения даже о скифах Причерноморья были в большой степени легендарными: тот же Геродот или другие греческие авторы получали их не напрямую, а через посредников. Но в какойто степени - да: они отражают культуру племени, населявшего Причерноморье.
Но вот что бы я хотел отметить в отношении так называемых сибирских скифов. Когда мы ведем речь о племенах раннего железного века Сибири, то слово «скифы» к ним вообще не применимо: территория скифов как таковых ограничивается северным Причерноморьем и восточным Причерноморьем, какими-то памятниками, оставленными скифами во время походов в Переднюю Азию. Даже в Средней Азии, допустим в Казахстане, жили племена не скифские. У них было другое название: саки и усуни. Просто мы привыкли, что под скифами в последнее время (в литературе, в прессе) подразумевают кочевые племена раннего железного века, которые использовали в качестве украшения для своего оружия, предметов амуниции и конской упряжи определенные образы - хищников, оленей, баранов.
- То есть о скифах мы можем говорить только в отношении общей культуры?
- Да. Понятие «скифо-сибирское культурное единство» объединяет кочевников от западного побережья Черного моря до Монголии. Степная полоса была населена совершенно разными племенами, говорившими на своих языках и антропологически отличавшимися кардинально: на Западе жили европеоиды, в Средней Азии как европеоиды, так и монголоиды, а в Восточной Монголии и на Алтае - большая часть населения была монголоидной расы. Их в первую очередь объединяло хозяйство. Ну а потом уже, как отражение определенного хозяйственного типа, культурные черты.
Вообще, в принципе, племена на нашей территории больше вели оседлое хозяйство. Здесь существовали постоянные поселки, скот выгоняли на пастбища недалеко от поселка, потом он возвращался и т. п. Но культурное влияние южных племен на местные все-таки было очень сильным - о чем можно судить по нашим находкам.
Это вещи - непосредственно созданные местными жителями, принявшими культуру южных кочевников. Последние могли приходить сюда, вступать в контакты, образовывая какие-то семейные или родовые связи. Есть, например, мнение профессора, доктора исторических наук Татьяны Николаевны Троицкой о том, что местная культура (скифоидная) сложилась в результате контактов (может быть - миграции) племен из Казахстана, называемых усуни. Они под давлением, скажем, племен саков и других кочевников Средней Азии мигрировали на северо-восток и попали на территорию Верхнего Приобья. А может быть, этому способствовало изменение климата или наша территория в какой-то период была более остепненной - пригодной для ведения кочевого хозяйства.
Мигранты, вступая в контакт с местными племенами, образовывали новые рода, племена, неся в себе культуру как местных лесных племен, так и культуру скифов.
Допустим, типичные скифские кочевнические элементы - это зеркало: круг как символ солнца и стоящий на нем баран тоже как символ солнца, плодородия, силы и скорости.
- Но, возвращаясь все-таки к украшению пояса: можно ли на основании этой находки составить картину образа жизни воинов данного племени: были ли это кочевники, завоеватели и т. п.?
- Свидетельства и исследования этого конкретного памятника (Милованово-2, где было найдено украшение) и других подобных памятников говорят о том, что на территории Новосибирской области (в частности, Новосибирского Приобья) и сопредельных территориях существовала какая-то культурная общность, близкая по своим традициям кочевникам юга Сибири (Алтая, Казахстана, Минусинской котловины). Установлено, что они занимались скотоводством, но, видимо, были еще и земледельцами. У них складывались постоянные поселения - поселки. Например, рядом с населенным пунктом Ордынское есть поселение Ордынское-9. В результате многолетних раскопок исследователей там найдены кости различных животных (в первую очередь домашних): лошадей, овец, свиней, крупного рогатого скота. Найдено большое количество керамики, следов производственной деятельности, связанной с бронзово-литейным производством, - то есть это было поселение, которое существовало достаточно долго.
- Выходит, что раз место это было оседлое, то наш воин - вроде бы уже и не воин, а земледелец получается?
- Все-таки - воин. Дело в том, что в эпоху раннего железного века каждый мужчина был воином. Каждый кочевник или земледелец был готов к отражению и нападению. Но - существует такой нонсенс, загадка для исследователей этой эпохи данной культуры (Большереченской). Территория этой культуры достаточно большая: на севере она контактировала с племенами лесной полосы (так называемыми кулайцами), с юга - с племенами кочевыми. Культура оседлая, но до сих пор не известно ни одного городища, - то есть нет остатков крепости этой культуры. Есть крепости в северных районах Томского Приобья, на Алтае. А у этих племен крепости не известны.
В погребениях, которые исследованы за многие годы, на самом деле найдено не так уж много оружия: там, три-четыре чекана да небольшое количество кинжалов. Ну еще (правда, в достаточно большом количестве) - наконечники стрел.
Но лук и стрелы - это УНИВЕРСАЛЬНОЕ орудие, необходимое как для охоты, так и для военных действий. Поэтому существует мнение, что эти племена не слишком-то много и воевали: они имели достаточно устойчивые и мирные связи со своими соседями. Так что и говорить о какой-то воинственности местных племен не приходится.
Автор: Яна ДОЛЯ
chslovo.com