Санкции помогают: Про перспективный 305-метровый русский танкер-газовоз
Главный позитивный эффект от введения странами «коллективного Запада» так называемых «санкций» против России - это происходящий с весны 2022 года разворот к созданию своих разработок и проектов в самых различных отраслях технической сферы. Так создававшийся в нашей стране предприятием «Атомэнергомаш» проект 10700 - первого российского арктического танкера-газовоза - после февраля 2022 года претерпел серьезные изменения и теперь ориентирован полностью на отечественные компоненты. Что представляет из себя судно теперь уже проекта 10700М?
Собственно разработка 305-метрового газовоза в начале 2020-х годов в России оказалась под силу только структурам «Росатома» - они единственные в стране производят насосное криогенное оборудование. Российские инженеры довольно быстро пришли к выводу, что сегодня их технологии в части работы со сжиженным природным газом пора бы воплотить на своем судне, которое этот газ будет транспортировать. Своих проектов не было - все большие газовозы создают не в нашей стране, да и до недавнего времени строились они все тоже за пределами России (относительно недавно появились возможности завода «Звезда» на Дальнем Востоке). В общем, решено было создавать свой первый русский газовоз уровня ведущих мировых разработчиков да еще и ледового класса Arc7 (!) «с нуля». Амбициозная цель плюс идейная установка от государства - по максимуму использовать российское оборудование. Но в начальном проекте 10700 все равно были иностранные компоненты, в том числе на таком важном направлении как двухтопливные двигатели (могут работать как на СПГ и на дизельном топливе) и электрические винторулевые колонки высокой мощности (в России пока нет своих готовых решений).
Проект 10700М, создающийся в условиях «санкций» с 2022 года, в итоге строится полностью на всём отечественном оборудовании. Если какой-то технологии нет в наличии, то продумывают альтернативу.
Например, «Атомэнергомаш» предложил использовать традиционный парогазовый цикл с применением двухтопливных газовых котлов вкупе с паротурбиной установкой, аналогичной той, что сейчас устанавливают на серийные атомные ледоколы. Для замены ранее предполагавшемуся иностранному движительно-рулевому комплексу, по информации разработчика, рассматривается несколько вариантов: «Первый - комбинация из валовых линий и электрических винторулевых колонок относительно малой мощности, доступных на рынке на сегодняшний день, такие наработки есть у завода «ВРК Сапфир» и Крыловского ГНЦ, представивших результаты ОКР в этой сфере. Второй - использование электрических винторулевых колонок требуемой мощности, завод «ВРК Сапфир» также работает в этом направлении, в перспективе такие винто-рулевые колонки появятся» (из интервью директора по судостроению и оптимизированным плавучим энергоблокам АО «Атомэнергомаш» Владимира Аптекарева).
Впервые в мировой практике для судов данного типа и размерности наши инженеры предложили использование передовых композитных материалов для танков газовоза. Композиты, конечно, росатомовской разработки - в этой сфере они уже на ведущих позициях.
Процесс разработки первого отечественного большого высокотехнологичного судна, способного перевозить до 170 000 кубометров СПГ, приводит к пониманию необходимости создания мощной производственной кооперации производителей в России. Для структур «Росатома» это не в новинку, но работа все-таки достаточно объемная и не такая быстрая, как всем хотелось бы.
ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ