Почему-то именно так вопрос почти никогда не ставят.
Напротив, чаще рассуждают о подходе, а это, вообще-то, не что иное, как пособие по успешной манипуляции. Обсуждаются вопросы педагогики и психологии. А всё - проще на самом деле.
Моя дорожка проходит мимо двух детских садов и школы. Если попадаешь к "разбору" детей, то такого невольно наслушаешься! Вот, например, вчера. Ни один из встреченных( а их было немало) не сказал своим детям что-либо ласковое, нейтральное хотя бы. О природе, о погоде, так сказать. Я уж не говорю-обнять, приласкать. Но зато как острые стрелы, даже в меня, постороннюю, впивались жестокие упреки и угрозы.
Все, все! пилят детей за неуспеваемость и плохое поведение. Причем, видят они своих детей- мало. Как там дело было- не знают и повторяют лишь со слов учителей и воспитателей.
А теперь вспомните своё детство- разве всё сказанное загруженными-перегруженными педагогами было справедливо?
Дети- усталые от шума и замечаний педагогов, встречаются ещё с одной порцией распекания от самых близких, тех, к кому от природы тянется душа, ища там тихую гавань, но- нет! И там маленького человека "отшлепают и поставят в угол". В итоге- душевные муки, обида, одиночество, нет выхода, накапливается ожесточенность и раздражение. Человек тупеет от безысходности и теряет надежду и ориентиры в жизни. Отовсюду юное существо слышит:"Ты должен, ты обязан, старайся, стремись!".
Почему он УЖЕ должен? Кому и зачем? Может, логичнее сначала дать ему? Дать время созреть, неспешно и спокойно разложить по полочкам знания, пробудить интерес к творчеству. А побуждать к отдаче лишь когда у человека наступит готовность поделиться чем-то с обществом. Ведь когда ребенок захочет САМ подарить что-то обществу- этот дар будет намного ценнее. И все будут довольны- и общество и человек.
Но- умение ТАК воспитывать человека, это пока недостижимый уровень для педагогики и психологии. Похоже, о таком вообще никто не задумывается. А пора бы. Потому что общество явно приближается к кризису на тему рабского труда и вымученного старания. И если старшее поколение ещё подчиняется на автоматизме привычек, то у молодежи тихо зреет нежелание жить так.
Иногда это раздражение выплескивается ужасными случаями срывов у школьников, когда от давления на психику реакции уходят в криминальный штопор. Или, напротив, в выход из окна. А большинство пока копит в себе неосознанное возмущение и ожесточение.
Недавно мне призналась девушка, окончившая школу, теперь уже студентка: прошло несколько месяцев после выпускного и с каждым днем она всё больше осознает то колоссальное психологическое давление, которое было в годы учебы в школе. Точнее, теперь его отсутствие. Потому что раньше не замечала, привыкла жить в этом, даже не догадывалась, что может быть иначе. Напряжение и от учителей, и от родителей, и от дурацкого поведения одноклассников.
И всё это, несмотря на то, что и школа, и класс и родители- очень даже неплохие. Но всё же. Видимо, сама система гонки за успехом, гонка белки в колесе, состояние вечного должника- вот, скорее причина такого явления.
Девушка сейчас в шоке, обнаружив, что жить и учиться можно совсем по-другому, без такого психологического груза, в комфортной обстановке. Для себя, по своему выбору и в удовольствие. Признается, что жизнь приобрела совершенно иной качественный уровень. Она иронизирует, что чувствует себя, как арестант, вышедший на волю. Кстати и выпускной, не могу не съязвить, называется так, будто из тюрьмы на волю выпускают.
Также, как и система оздоровления человека, система получения знаний требует кардинально иного в корне подхода. В обеих случаях нужен максимально возможный ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход. Внимательное и БЕРЕЖНОЕ отношение к человеку.
Родителей можно понять- они понукают чадо из боязни, что ребенок упустит своё место под солнцем. Учителям тоже можно сказать спасибо, хотя бы за то, что неравнодушны и требовательны. Но детям-то от этого не легче.
Причины такого положения, если проследить цепочку, тянутся оочень далеко. Системные причины.
Но близкие люди всё же должны быть добрей и мягче. Ведь семья для того и существует- для поддержки. И есть ещё простая, незатейливая логика: наши дети- это наш род. Какими мы их воспитаем, как к ним отнесемся сейчас- такими они и будут. И как эстафету, передадут дальше по роду. А потом, когда-нибудь и мы снова придем в этот мир и в этот род. Или в другой. И встретит тогда уже нас именно то, что посеем сами сейчас.
А теперь скажите- Вы бы хотели оказаться в их сегодняшнем положении? Стали бы тогда пилить детей за то, что одноклассник лучше? Говорили бы с усталым малышом черствым назидательным тоном? Сказали бы понурому детсадовцу, как одна бабушка:" Я вынуждена буду применить к тебе МЕРЫ. На тебя жалуются."
Я не знаю, что такое МЕРЫ, но холодок по спине у меня пробежал. Неужели нельзя было поговорить с ребенком по-человечески, а не так, как на допросе.
Это самый простой рецепт: общаясь с ребенком, не будьте бездушным роботом, будьте мудры и добры. Это хорошо в любом случае.
Не надо давить на них-ведь силы не равны. Угрожать и пугать наказаниями. Не надо. Берегите их психику и жизненные силы.
Дети- это не наша собственность. Они наши дорогие гости, примите их с радушием. Это никогда не будет лишним. А время так скоротечно...