Когда пишешь про любимые коллективы - очень тяжело не переусердствовать с хвалебными эпитетами и стараться доступно объяснить, за что они любимы. Когда пишешь про концерты, на которых захватывало дух от восторга и создавалось ощущение нахождения где-то в иной реальности - то также тяжело все это передать словами, и, откровенно говоря, почти невозможно, потому что как ни крути - а там нужно было быть, и все это видеть и слышать (отчасти поэтому у меня нет ни строчки про концерты U2 и Sting'а годичной давности). Когда же это именно такой концерт, где играет именно любимая группа, и наконец, когда это, наверное, последний коллектив, который я еще не видел из числа самых важных в моей жизни - то это еще в несколько раз тяжелее. Но, как поется, никто не говорил, что будет легко.
Всего каких-то лет пять назад, даже в весьма оптимистичных прогнозах, мне было бы сложно такое представить. Но факт - Coldplay - была последняя команда, которую я не видел живьем, и притом жаждал этого много лет. Всегда после подобных концертов, в душе наступает опустошение, сейчас же это особенно явно, потому что помимо него, еще осталось легкое ощущение, что больше не о чем мечтать. Драма о сбывшейся мечте - стара как мир, и ничего нового тут не напишешь, но в совокупности с моей общей жизненной дезориентации, кажется, что после двухчасовой инъекции счастья, из тебя вынули сердце. Пошло до невозможности, но иначе сказать сложно. В довесок к фразе о пошлости, приведу цитату, что впрочем также пошло: You use your hear as a weapon, and it hurts like heaven. Группа Coldplay вообще уникальна тем, что умудряется при помощи весьма штампованных и пошлых методов, создать нечто прекрасное. Ну т.е. практически в каждой песне можно найти какой-то шаблон из плохого кино, но это никогда не режет слух, а совсем, даже наоборот. Вот скажи кому, что всякая слеза - это как водопад (мне даже писать это неловко), какая будет реакция? Но при том, какая же прекрасная и жизнеутверждающая одноименная песня, когда хочется танцевать и улыбаться.
Из вышеизложенного понятно, что по приоритету этот концерт занимал первое место, но при этом было немного страшно. Страшно было разочароваться и страшно достичь этой самой приславутой мечты. Но так и не увидеть их живьем было страшнее. Тем более что группы прекращаются порой одни сообщением на официальном сайте. Поэтому, когда были объявлены детали европейского тура и отсутствия в них Праги, нужно было только выбрать город (или несколько), куда поехать. Помимо удобств с датой, Берлин был выбран потому, что это был последний концерт в этой части тура и последний перед рождеством - а это всегда дает больше шансов на уникальность концерта. Да и простите за бахвальство, но за последние годы, в этот город, как "домой" езжу уже. К слову, Прагу добавили несколькими неделям назад на 2012й год, и ходят слухи и приезде группы в Москву, но все это будет уже совсем другая история.
Билет купил через пять минут после старта продаж. Через пятнадцать - их уже не было. Такие истории всегда меня забавляют. Потом правда появились еще билеты, где значилось, что на них ограниченный обзор - как выяснилось позже - то были места за спинами музыкантов. Благодаря этим местам, кстати, эффект с мигающими браслетами, что раздавались на входе (о них чуть позже), был сильнее, и сцена находилась, окруженная мерцающими огнями. Совсем правда неясно, как там было со звуком, ибо специальных линейных мониторов для "спинных" зрителей замечено не было.
Поскольку в город приехал именно, что на концерт, место жилья выбрал в пяти минутах от площадки в восточной части Берлина, и чтоб увидеть Криса со товарищами как можно ближе, пришел часа за три до начала. Благо нынче в Европе тепло - снега нет, публика в большинстве своем спокойная, а дверей для входа было более десятка - время ожидания прошло относительно спокойно быстро. Где-то криво пели Yellow, где-то шутили про Риану, никто не толкался и не докучал. Отдав камеру, направился прямиком в зал. В общей суматохе прозевал раздачу браслетов, хотя мне чуть ли не в руки давали его, поспешил в первые ряды. И это оказалось сделать очень просто, во-первых, так как люди становились совсем неплотно (ну для понимания - мой рюкзак с курткой все выступление лежали рядом на полу, никому не мешая), а, во-вторых, из-за наличия второй малой сцены - из-за чего этот первый ряд слегка расширил возможности для желающих встать в него.
Да, еще момент - всегда, когда начинаешь описывать подобные события, хочется упустить как можно меньше деталей, именно поэтому сложно не пуститься в последовательный пересказ, начиная от зарождения идеи пойти на концерт и заканчивая той самой опустошенностью, что остается после. Именно поэтому этот текст может немного подробнее, чем того хотелось бы, но иначе не получается. Такие же ощущения были после концертов Radiohead все в тех же Берлине и Праге. Уж простите, что в 2011м году, при разговоре о Coldplay, я все еще зачем-то пишу про Radiohead, но, честно слово, ни о каком творческом сравнении идти речи не будет. Только о собственных эмоциональных переживаний, ибо в этом плане, эти два коллектива у меня все еще коррелируют.
Момент ожидания выхода разогрева также прошел незаметно, ибо никто не мешал толкотней и криками погрузиться с собственные думы о том, чего ждать, как это будет, да и о жизни, куда уж без этого. Зал вообще до выхода музыкантов вел себя подозрительно тихо и спокойно. На разогреве у ребят в этом туре играла Emeli Sandé, про которую я не удосужился сильно погуглить, ибо главный хит Heaven мне совсем не понравился. Но при этом, весь другой репертуар, который совсем не похож на заглавную вещь, мне неожиданно понравился. Причем почти все песни. Премию от Brit awards critics choice артистка получила весьма заслужено, по моему скромному. Что примечательно, звук был отменным с первых нот. А меня еще что-то так смутило, что мне нравятся эти песни, да еще что певица с бэндом вышли ровно в назначенное время, что даже не сразу обратил внимания, что, помимо одного худощавого гитариста, остальной состав коллектива - чернокожие ребята. Название песен само собой не запомнил (хотя постфактум уже скачал что-то), но в частности живо и бодро прозвучала песня с белокожим рэпером Professor Green, который колесит вместе с артисткой в этом туре. Толи от общего чувства радости, толи от чего еще, но поймал себя на мысли, что вообще с удовольствием сходил бы на концерт какого-то большой рэп-артиста. В общем, разогрев, впервые за долгое время, произвел очень хорошее впечатление, и я даже подумал, что может, в порядке исключения на последнем концерте тура, Emeli Sandé исполнит вместо Рианы песню Princess of China, которую в этом туре не еще не играли, но в итоге это осталось лишь предположением.
После сорокаминутного разогрева, пятнадцати минут, до того как все началось, как будто и не было. И вот то лелеемое мною мгновение, когда гаснет свет, музыкантов еще видно, в зале приветственный рев, и интро звучит все громче и громче. Я даже не придумал к чему бы привязать именно такой выбор, но на сцене музыканты появились под саундтрек из Back to the Future - и боже, как же круто это было. Не было такого монументального пафоса, как у тех же Muse, когда они выходили на Уэмбли под Прокофьева, но было не менее круто. Не знаю даже почему - но какой-то детский восторг захватил прямо - а это еще до первой песни ведь!
А первой песней стала, открывающая, помимо берлинского концерта, одноименный альбом Mylo Xyloto. Точнее не песня, а интросвязка к Hearts like Heaven. И снова хочу написать фразу из предыдущего абзаца: боже, как же круто это было. И красиво. Вообще, мне сейчас кажется, что это был один из самых красивых концертов в моей жизни. Одновременно с заводным ритмом композиции, по всему залу замигали всеми цветами радуги тысячи тех самых браслетов, которые раздавали перед началом. И оттого без доли колебания захотелось тут же сорваться с места и начать танцевать и хлопать в ритм, тем более что безалаберные метания Криса от одного края сцены к другому, его улыбка и уверенность в том, что ему с музыкантами все сойдет с рук, потому что они просто хорошие парни, только располагали к подобным порывам.
Отдельных лестных слов хочется написать об оформление сцены и всего действа. И вроде как есть желание назвать себя искушенным слушателем и зрителем, но то, что творилось на O2 World арене захватывало дух, как у новичка. Во-первых, над потолками висели плоские круглые экраны, куда транслировались крупные планы со сцены и периодические вкрапливались какие-то видеоэффекты. И тут нужно хорошо представить, как это все выглядело: на разрисованной сцене во всю идет люминесцентное шоу, по залу то мигают браслеты, то светятся тысячи телефонов, а над черным потолком высоко-высоко висят в темноте круглые изображения музыкантов. И причем, все эти экраны были позади меня, но, так как они были прозрачными, все было видно абсолютно также, как и всем зрителям, для которых эти экраны висели в воздухе в первую очередь. А они именно, что висели, потому что никаких конструкций, объясняющих как же участники Coldplay там проецировались, замечено не было.
Во-вторых, размалеванная красками сцена была очень в настроение всего альбома. Вообще, вся визуальная концепция альбома мне очень нравится. И, раз уж текст, все равно неоправданно длинный получается, попробую по ходу событий объяснить, почему это не просто хороший альбом с парой отличных песен, а лучший альбом года, притом красиво оформленный и, что занятно, сильно лучше предыдущего, который разве что ленивый не поставил на пьедестал. А сцена представлял собой слепок из какой-то городской творческой окраины (Берлин со своей стеной здесь очень кстати). Но при этом графити по своим безумным цветам и содержанию, дают понять, что это не тот обычный город, который ждет всех, когда все выйдут на улицу, а это часть того чудного мира, который видишь каждый раз, закрывая глаза и про который и повествуется на альбоме. Снова-таки, простите за пошлость. Но вот все эти папапарадайс, водопады, огни в темноте, графити с надписью do you ever get the feeling that you're missing the mark, ну и, разумеется, безграничная сила любви - и создают тот самый мир на пластинке. И стоит в него попасть, очень сложно выбраться в реальность. И это я даже не то, чтобы неумелое жонглирование пошлымостями - а вполне жизненные тезисы пишу. Даже по грубой статистике, я превысил всевозможные лимиты прослушивания альбома, потому что он не надоедал, а заканчиваясь, с легкостью ставился на начало. Он мог полностью погрузить меня в песни, снова удивляя, как такие незамысловатые строки оказывают такой сильный эффект, а мог идти фоном, благо наличие промежуточных инструментальных вещей и общее незатейливое (в хорошем смысле) сведение этому способствовали. Но главное, что он очень гармонично в этот мир городского волшебного графити тебя погружает, и это погружение сложно притом заметить. А все эти визуальные находки: испачканная в краске одежда, разукрашенное пианино и все прочее - очень сильно помогают этот мир "увидеть", и впоследствии полюбить альбом.
Трудно представить себе процесс создания этой работы, прочитав, как альбом тяжело ребятам давался. Но в итоге вышел впервые за очень много лет альбом, который одновременно и концептуальный (снова-таки, в хорошем значении), и притом является сборником безупречных поп-песен. Подобно тем браслетам (а по сути наоборот) он весь мигает, светится и ведет нас в темноте через весь этот волшебный город. Возможно, здесь уже очень много этой самой метафоры про "чудный город" и магания, но думаю это оттого, что мне не понятно, почему так много людей сочли все эти мерцания и сам альбом - пустой безделушкой. Но самое главное, почему это отличный альбом - так это то безудержное чувство надежды, которое он готов дать. Это растущее чувство где-то внутри, почему имеет смысл двигаться дальше, как только этот описанный мир останется позади. Да, мы одни против всего этого мира, любовь может стать жестоким оружием, но ну же, приятель, не дай всем этому разбить тебе твое сердце, ведь мы будем светиться в темноте.
Но вернемся на O2 World Арену, в восточную часть Берлина, где сверкал и светился весь зал, а Крис Мартин только собирается подарить то чувство радости, которое лечит. Let's go, let's go, let's go! И в воздухе взорвался тот издавна любимый гитарный риф от Yellow. Все, вступление закончилось, вот пошли любимые песни. И сразу, без всякого разгона, в действие вступает зал с оглушительным хором, а сверху падают огромные шары. Все, мы уже в том самом мире, где все не совсем настоящее, и чувство счастья не отпускает. И тут же в связке уже звучит другой любимый риф из In my place. Крис кокетничает немецкими фразами, качается на сцене, и вот на припеве вместе с хором зал взрывается миллионами бумажных конфетти, утопивших в себе артистов и всю публику. Нет, правда, мне кажется, ничего красивее я не видел. Когда под любимую песню медленно колыхаются миллионы разноцветных бабочек, а тебя еще никак не отпускает чувство счастья. Ради такого, я даже выложу дополнительное видео, помимо финально-разюмирующего. Вы только досмотрите до второй минуты. Но знайте, что видео не передает и сотой доли того, как круто это было.
Click to view
Прозвучало всего три песни, а уже и голос сорван, и руки устали хлопать, и шары, и бабочки - и хочется верить не для того, чтобы угодить фотографам, которые могут делать свою работу только первые пару песен, а потому что это вот такой безумный концерт с таким вот взбудораженным альбомом. После ютувщины Majur Minus(это в последний раз, когда я сравниваю, честно), отыграли три подряд любимые песни. Две с предпоследней пластинки и одну уже можно сказать старую The Scientists. Да по сути, почти про каждую песню в этот раз можно написать, что она любимая. И не потому, что Coldplay - из числа важных любимых групп, хотя и это тоже, а потому, что треклист был практически безупречным. Почти все любимые песни, что хотел услышать - я услышал. Лучшую тройку с Viva La Vida, лучшую подборку с первых двух, самую любимую и духоподъемную Fix You и разумеется последний любимый альбом. Ложкой дегтя стало игнорировнаие песни Don't let it break your heart и почти полная изоляция X&Y, тем более что буквально месяцем ранее парни вспомнили What If. Ну это из числа того, что я действительно мог ожидать. В остальном все было безупречно.
После лучшей песни трехлетней давности Violet Hill, почти без эмбиент-интро, но все с тем же гениально простым соло, под которое невозможно не начать раскачиваться. А когда это делает многотысячный зал, то и подавно. Так вот после нее, было легкое время для отдыха. Сначала, хоть и гораздо живее, исполнили не самую любимую мою вещь God Put a Smile Upon Your Face, а затем ушли играть на дальнюю сцену, где уже стояли пианино и электронная барабанная установка. Отсюда мне было хуже видно, так что погрузится в акустическую паузу было даже проще. Легкая, но с намеками на r'n'b ритм, Up in Flames была очень светлым и душевным перерывом перед финальным рывком. Us Against the World была пропета и другими участниками коллектива - что зал (хотя его об этом и просили) сильно поддержал. А если брать в рассчет только название песни, то это очень здорово придумано, когда посреди многотысячного светящегося зала, стоят четыре парня и просто тихо поют.
И вот не успел опомниться, со сцены в зал оглушительно ворвалась, и снова любимая, песня Politik. Крис уже каким-то образом очутился у пианино на главной сцене (я вообще с трудом успевал следить, где и как он бегает). И снова, ну просто пошлейшая до безобразия мысль, что "среди всей этой грязи, вопреки всему, подари мне любовь". Но вот именно в этой песне это звучит так, что хочется не дожидаясь последнего аккорда, отбросить весь баласт по жизни, чтоб отдать эту самую любовь, что бы то ни значило. И после столь частого повторения этой мысли, думаю можно ответить, для чего нужно слушать такую группу как Coldplay и последний альбом в частности. Ее слушают потому, что она в совершенное простых вещах, помогает найти красоту, хотя ее там и не должно было быть. Она помогает дарить тепло самыми простыми истинами, которые без них кажутся избитыми холодными записями. Они доступно поют про вечные и добрые ценности, про которые мы забыли, так как так безмерно часто про них слышим. Наконец, они заставляют улыбнуться, когда тебе отчаянно грустно.
А еще, как успешная стадионная группа, Coldplay объединяет тысячи людей в едином положительном порыве. Лучшего хорового пения я не слышал еще никогда. Мне всегда было интересно, каким образом из всех эти кривоголосых и истеричных воплей, что непременно тебя окружают, из всех этих тысячи голосов - получается тот самый проникновенный хор. И вот на O2 World арене этот хор был именно таким. Я слушал и не мог поверить, что это не с записанного концерта, а именно, что здесь и сейчас. А еще вы знали, что самая народная песня у Coldplay это Viva La Vida. Хоровые партии из нее пели до концерта, перед фортепианным вступлением к песни (чего, кажется, даже Кри Мартин не ожидал), во время песни, само собой, но и даже после финала, когда зал расходился. Знали ли ребята, что написали такую объединяющую простую мелодию для тысячи голосов?
Далее была исполнена Сharlie Brown (одна из лучших песен года), которая очень точно может рассказать сама в себе, о чем последний альбом и зачем его слушать. И снова зал замерцал браслетами, а на круглых экранах завертелись гипнотезирующие спирали. Затем, видимо в честь последнего концерта перед рождеством (я правда не о такой особенности выше писал) исполнили аж две песни о нем. Сперва кавер на Ирвинг Берлина (насчет имени не будем сочинять строки о знаковости, ибо он вообще изначально Израиль, а родом и вовсе из России, спасибо вики), а уже после биса свой собственный прошлогодний сингл.
Наконец, подошла очередь моей (как бы избито то ни было) самой любимой песни, не ради которой приехал, но из-за которой я полюбил в свое время Coldplay, а главное та песня, в которой я нуждался и нуждаюсь. И вот внезапно так случилось, что я остался один среди всей этой толпы. Ээто было очень страшно, если откровенно. Эти строки отлично бы смотрелись в дневнике школьницы, но я не очень осознал, как же так получилось, но пока все хором пропевали простые (снова-таки), но пронзительные истины, я не мог сдержать слез. Выражаясь языком песни и общего настроя группы, просто-напросто очень хочется найти те огни, чтобы зацепиться и двигаться дальше. Когда я пришел в себя, оставался один такт до самой пронзительной кульминации из трех нот ever, и я приготовился к взрыву со сцены, но на этот раз световая часть подкачала. Песня просто дозвучала, поддерживаемая тем самым безупречным многотысячным хором. Часто этой композицией завершаются концерты, но на сей раз она уступила пару позиций от края. И я даже этому рад, ибо абсолютно бы не знал, как бы мне нужно было идти дальше после такого.
Зато на все сто отработал себя свет на песне Clocks - c красивыми лазерами и крутящимися огнями на экранах. И уже перед уходом на перерыв, музыканты разлили над залом звуки лучшей песни года - Paradise. Песня-сказка, в которой хочется участвовать, и снова с прекрасным участием стадионного хора. Это, кстати, еще одно призвание группы - писать стадионные партии голосов для своих песен. Чтобы, когда ты был на концерте, ты чувстовал себя своим среди тысячи других, чтоб пламя всеединства разжигалось еще сильнее.
Финальной песней стала на этот раз Every Teardrop is a Waterfall. И знаете, это настолько песня Криса Мартина, что лучше, как говорится, не придумаешь. Это вот то настоящее счастье, которым он делится, этот скачущий ритм настолько сочетаем с его аляповатыми и немного хулиганскими танцами. Лучшей песни, говорящей о нем, и соответственно о всей группе в целом, сложно представить. Заводная, жизнеутверждающая, проговаривающая может чуть глупые, но все же трогательные мысли, песня - от которой, как и после первой песни концерта, хотелось танцевать и улыбаться. И снова замерцали браслеты, а когда в действие вступила прямая бочка - то, наверное, в зале не было ни одного человека, который бы смог удержаться, чтоб не начать хлопать. They turn the music up!
И вот последние барабанные такты отзвучали, и музыканты ушли. Вот все и случилось. Внутри было пусто и светло. Что делать дальше, и где искать те самые огни еще, я плохо представляю, но как во всяком добром сказочном фильме, остается понимание, что нужно двигаться дальше, а как это сделать, тебе как-нибудь подскажут. Те самые мерцающие в темноте огни непременно найдутся. Все починится. Никто не говорил, что будет легко, нужно просто поверить. А группе Coldplay очень хочется верить.
Click to view
9.5 из 10
Tracklist:
1. Mylo Xyloto
2. Hurts Like Heaven
3. Yellow
4. In My Place
5. Major Minus
6. Lost!
7. The Scientist
8. Violet Hill
10. God Put A Smile Upon Your Face
B-Stage
11. Up in Flames
12. Us Against the World
13. Politik
14. Viva La Vida
15. Charlie Brown
16. White Christmas (Irving Berlin cover)
17. Fix You
18. Clocks
19. Paradise
Encore:
20. Christmas Lights
21. Every Teardrop is a Waterfall (with M.M.I.X. intro)