Кисти для живописи. Форма волосяного пучка

Jul 05, 2016 02:07

Оригинал взят у nauril в Кисти для живописи. Форма волосяного пучка

Сегодня мы остановимся на формах кисточек для рисования. Конечно же в природе существует куда больше форм, чем те, о которых мы расскажем, однако новичку требуется собрать свой собственный базовый комплект, который он может использовать для работы в разных техниках, а потом уже думать, нужна ли ему кисточка формы «оленье копытце», «ласточкин хвост», «трезубец», «шотландка прямая и наклонная».

Начнем с того, что кисти делятся на круглые и плоские. В круглых кистях волосяной пучок вставляется в обойму и закрепляется в том положении, в котором он собран. Чтобы получить плоскую кисть, обойму сдавливают на конце.


Круглые и плоские синтетические кисти


Круглые кисти универсальны, потому что ими можно рисовать что угодно, легко контролировать ширину и форму мазка. Такие кисти позволяют проводить как очень тонкие линии, так и широкие, в зависимости от силы нажатия кисточки на бумагу и угла наклона. Поэтому в арсенале художника обязательно должна быть круглая кисточка, в арсенале акварелиста - круглая беличья кисточка.

Беличья кисть в мокром состоянии обязательно должна сходиться в острый кончик. Если она не сходится, значит ворс использован не из хвоста, а со шкурки. В любом хорошем магазине кисти можно проверить, намочив. Дело в том, что на заводе кисти проклеиваются по всей длине ворса (специальным смываемым клеем), поэтому в новом состоянии они все могут иметь тонкий кончик. Этот клей необходимо хорошо смыть, а потом уже проверять ворс на «собираемость».



Беличья кисть "Аврора"
№6 в сухом и мокром состоянии

Однако не стоит путать кисточки с тонким кончиком и кисть формы «копна». У копны пучок расходится, как букетик, что позволяет делать ею мягкие равномерные размывки. Правда и в этом случает при намокании качественный ворс все равно будет стремиться собраться в тонкий кончик.



Кисть формы копна

К круглым кисточкам относятся шрифтовые кисти (шлепперы). Они имеют тонкий, длинный, равномерно острый пучок. Тонкий пучок нужен для того, чтобы можно было писать даже самые изящные буквы, а длинный для того, чтобы было куда впитываться воде и краске - художнику не приходится постоянно «наполнять» кисть пигментом, он долго держится в волосяном пучке.

Линейные кисти похожи на шрифтовые, только имеют более короткий ворс. Их задача - нанесение ровных равномерных линий.


Мазок шрифтовой кистью-шлеппером

Существуют еще кисти-линеры (лайнеры). Они имеют мощное основание и тонкий длинный кончик. Основание удерживает в себе краску, а тонким кончиком можно орудовать как обычным линером, обводя контуры.


одна из разновидностей кисточек-лайнеров

Так же в природе существуют кисточки-швабры - мопы, к ним относятся кисти с французским креплением. Их особенность в том, что при изготовлении не используется клей. Волосяной пучок оборачивается пленкой и стягивается металлическими ободками. Такие кисти впитывают очень много краски именно за счет того, что пучок не проклеен.


Кисть с французским креплением

А теперь пройдемся по плоским кистям. Особенность плоских кистей заключается в том, что они позволяют делать широкий равномерный мазок с угловым или плоским краем. Именно поэтому они хороши для заливки больших площадей мазками постоянной ширины.

Самой универсальной плоской кистью можно считать форму «кошачий язык». Универсальность заключается в том, что ею можно работать как для заливки больших площадей, так и для проработки мелких деталей по типу круглой кисти (если держать ее перпендикулярно поверхности листа).


Кисть кошачий язык

Ретушные кисти имеют скошенный под углом пучок, который наиболее актуален для прорисовки деталей в труднодоступных местах картины. Так же ими удобно наносить краску через трафарет.


Ретушная кисть из синтетики

Однако для трафаретных техник существуют специальные трафаретные кисти. Их отличие в том, что кончик пучка у них не просто плоский, а густой плоский. Т.е. трафаретные кисти имеют широкий, толстый и плоский пучок для того, чтобы им наносить краску ударами, держа кисть перпендикулярно поверхности.



Трафаретная кисть

Флейцы - кисти для заливки. Имеют широкий плоский пучок для нанесения большого количество краски на большую поверхность листа. Могут быть как натуральными, так и синтетическими.



Разновидности флейцев

Веерная кисть отличный инструмент для работы с травой и листвой. Также она позволяет делать плавные переходы между цветом.



Веерная кисть из синтетики и пример мазка

Как обращаться с кисточками в магазине

В первую очередь потрогайте кисть за обойму. Если обойма «ходит» в руках, это кисть самого низкого качества, долго она не проживет. Возможно даже не переживет путь из магазина до дома.

После того, как убедились в крепости обоймы проверьте на нее и ворс. Если в руках остался хоть один волосок, кисть не пригодна для рисования. Ну если только в ваших планах не стоит украсить работу «шерстяной» текстурой.

Выше мы уже писали о том, как проверяется беличья кисть, также можно проверить кисти из любого мягкого натурального ворса. Удалите с кисточки все защитные элементы, смойте клей, наполните кисточку водой и подождите. Не всегда ворс принимает нужную форму с первого раза, возможно потребуется намочить ее снова. После того, как кисть пропиталась водой постучите по черенку, чтобы ворс принял нужную форму. После высыхания кисточка остается в той же форме, что и мокрая (если ее не пушить специально). При проверке на бумаге кисть должна четко повторять контур движения, не распушая волоски.

Если вы выбираете кисть из щетины, смотрите на количество расщепленных волосков. Чем больше волосков разделяются на концах, тем выше качество кисти. Отличные щетинистые кисти имеют 80% расщепленного ворса.

Многие кисточки снабжаются производителем пластиковыми защитными колпачками и их внешний вид должен быть идеальным. Если из-под колпачка торчат волоски, значит какой-то нерадивый покупатель снял оболочку, а потом надел ее обратно. Если уж вы случайно сняли колпачок с кисточки, не пытайтесь вернуть его на место, вы только испортите ворс и окажете магазину медвежью услугу. Кисть без колпачка не испортится и не станет после этого непригодной для продажи.

Обязательно спрашивайте продавца можно ли проверить кисточки. Возможно у них уже имеются тестовые варианты для того, чтобы посмотреть и сравнить разные экземпляры. После того, как вы остановитесь на каком-то конкретном, продавец даст вам новую кисть и вы проверите ее лично для себя.

А в следующей статье мы расскажем о том, как ухаживать за кистями в зависимости от того, какими материалами вы рисуете.

Цветных понедельников вам!

Previous post Next post
Up