Выезжая в обратный путь, населенные пункты в которых будем останавливаться на ночлег в гостиницах и осмотр достопримечательностей, решили заранее не планировать - будем ехать пока не надоест, а там поедем в ближайший интересный город. Забегая вперед, нашего дорожного энтузиазма хватило на четверо суток в пути - расстояние от Листвянки до Тюмени мы преодолели одним фундаментальным марш-броском длиной в три с плюсом тысячи километров.
Номинальный план у нас был только на первый день - до темноты очень хотелось доехать да начала гравийных участков трассы М-53. Это для того, чтобы преодолевать их с самого утра, предварительно хорошенько выспавшись.
На подъездах к Иркутску проигнорировали указания навигатора, который хотел увести нас немного в сторону, и поехали через город. Первым (и приятным) последствием такого решения стал запримеченный рекламный щит компьютерного гипермаркета. Сам магазин расположился тут же - в полутора сотнях метров от своего бигборда. Его наличием мы не преминули воспользоваться, чтобы купить очередной кард-ридер. Второе последствие решения ехать через город было несколько неприятнее - как выяснилось, вменяемой карты Иркутска в Навителовском атласе четырехмесячной давности не оказалось - только несколько главных улиц. Пришлось останавливаться и покупать карту. План города, по площади занимающий не больше двойной плозщади формата А3, в местной "союзпечати" стоил нам 180 российиских рублей. На моей памяти, всего однажды мне доводилось платить за карту города дороже - за внушительной детальности и качества полиграфии план Гетеборга, который покупался на шелловской заправке. Так или иначе, по бумажной карте выехать из города удалось без проблем. О том, что заблудились, жалели не особо - времени потеряли минимум, зато посмотрели на город Иркутск. Приятный. Жаль, что выяснили это в последний момент.
К сумеркам добрались до Тулуна, за которым и начинается легендарная гравийка. Вместе с наступленем темноты начался дождь. В условиях ухудшившейся видимости чудом не налетели на грузовую покрышку, которую кто-то заботливо забыл на узком мостике, абсолютно не оставляющем пространства для маневра. Долго винили себя за то, что не остановились и убрали ее - почти наверняка, этот "нежданчик" доставил кому-то определенное количество неприятностей.
Экипаж ДПС, дежуривший на въезде в Тулун, не поленился догнать нас с мигалками и сверить соответствие номеров с документами - им, похоже, показался подозрительным белорусский Москвич в восточной Сибири. У ментов узнали, что в семи километров есть хорошая дальнобойная стоянка "с банькой". Впрочем, тулунской ночевке стало суждено стать "черной дырой" в моей памяти - начал клевать носом я раньше, чем мы до нее добрались...
* * *
...а проснулся только через пару часов после Феди, который без долгих проволочек поднялся и поехал дальше. При свете дня проехали Нижнеудинск - еще раз испытав невероятное эстетическое удовольствие от езды по городу без дорог. Благодаря включенному видеорегистратору, у нас осталось замечательное видео "на память" (см. ниже :).
Прошедшие ночью дожди превратили некоторые участки трассы М-53 в настоящее болото. Представлять, что бывает здесь осенью, совершенно не хочется. Рядом с трассой периодически встречаются "скворечники", в которых жители близлежащих деревень продают кедровые орешки и таежные чаи. Основательно загрузились орешками и купили два пакавана чая, подозрительно напоминающие некоторые другие травяные смеси сомнительной легальности. Всю обратную дорогу боялись, чтобы нас не "приняли" за контрабанду крупной партии наркотических веществ :)
Отобедали в легендарном придорожном кафе "У Петра". Очень вкусно, действительно сытно и разумно по цене - 400 рублей за очень плотный обед на две персоны. Обратили внимание на табличку, которая гласит, что здесь обслуживаются только транзитные водители и пассажиры - местных алзамайцев убедительно просят не беспокоить.
На последних километрах гравийки наш "Баркас" неожиданно заглох и наотрез отказался заводиться - искра пропала совсем. Поменяли катушку зажигания (благо, в арсенале подготовленного автопутешественника всегда найдется запасная). После вынужденного получасового пит-стопа поехали дальше, сделав вывод о том, что не стоит перегружать электрику автомобиля - перед тем как спалить катушку, мы громко слушали кассетную магнитолу, заряжали ноутбук через автомобильный инвертор и ехали со включенными противотуманками.
Ближе к вечеру гравийная дорога закончилась. Обратный путь по ней прошел легко и спокойно - ехать, точно зная "масштабы трагедии", значительно приятнее. В Канске помыли машину - она этого просила еще после того, как мы проехали гравийку в сторону "туда". После обратного пути она этого просто требовала :) Заодно перебортировали изрядно "выжранную" переднюю покрышку и послушали лекцию о негативном влиянии Москвы на экономику Красноярского края. В качестве лектора - притусованный к автосервису мужик околоавторитетного вида и непонятного круга обязанностей. Рассказывал о том, что москвичи скупили и разорили все местные предприятия - теперь все товары московские, а работы в городе нет - кто на север уехал, кто машины моет, а кто просто пьет горькую...
Впервые за обратную дорогу, перевели часы назад. Добавленный час, правда, не сильно уменьшил общий уровень усталости - не доехав 37 километров до Красноярска стали на ночлег...
* * *
Первый и единственный раз за всю дорогу спать в машине было некомфортно - очень холодно. Несколько раз просыпались, заводились и грелись. Периодически просыпались от того, что заводились соседние машины. Проснувшись часам к восьми и плотно позавтракав в кафе, возле которого ночевали, двинули дальше. Красноярск решили оставить в стороне - боевое настроение и отсутствие жары располагали к тому, чтобы ехать дальше.
Проезжая через Ачинск, заглянули в дилерский центр ВАЗ/ГАЗ/УАЗ чтобы пополнить запас катушек зажигания - вдруг понядобятся :) Как выяснилось, одна и та же катушка совместима с очень большим количеством машин - даже с некоторыми моделями УАЗ. К слову, ассортимент запчастей здесь по-настоящему широкий - при желании можно купить целый двигатель в сборе. А можно ограничиться какой-нибудь втулкой, шпилькой или прокладкой - в наличии есть все. Ломаться на россиийской машине в Росии не страшно - главное чтобы в радиусе ближайших пятиста километров был дилерский центр :)
Дорога до Новосибирска прошла как-то незаметно - в блокноте с дорожными заметками между магазином в Ачинске и ночевкой за Новосибирском нету ничего. В воспоминаниях - тоже. Разве что последнее за всю дорогу общение с ментами, которые решили проверить наши документы где-то неподалеку от Кемерово.
Заночевали километрах в тридцати за новосибом. Причем последние десятки километров проходили с трудом - давала о себе знать усталость, а на новосибирской объездной, как на зло - ни заправок, ни стоянок. Первая крупная стоянка - километров 30 за городом. Здесь с нас впервые взяли плату за ночлег - 100 рублей - ровно столько, сколько обычно берут с фуры.
* * *
Итак, день семнадцатый. Решив, что остатки тушенки мы приравниваем к сувенирам, отправились завтракать в кафе. Ценник - рублей на сто с человека выше чем в Восточной Сибири. Качество еды - существенно хуже. Это не разовое явление - это очевидная тенденция при движении с востока на запад. С трудом прикончив паршивый завтрак выехали на самый скучный участок пути - от Новосибирска до Омска. Шесть сотен размеренной езды по монотонной трассе выматывают значительно больше, чем даже маневрирование по гравийке. В пути решили, что доедем до Тюмени, и будем снимать гостиницу.
На заправке за Омском пообщались с белорусским дальнобоем - первым за очень долгое время. "Здорово, земляки" - мужик высунулся из окна своего Маза и поприветствовал нас с нехарактерным для этих мест белорусским говором - "я как ваш номер увидел, так чуть не охуел!". Перекинулись парой слов про Байкал, спросили у мужика про то, какими дорогами нам может быть лучше ехать домой, и, попрощавшись, уехали в темноту ночной трассы... ...чтобы через какое-то время вновь встретиться с земляком на трассе. Борисовский Маз, обогнав нас перед Ишимом, резко принял к обочине и остановился, предлагая нам сделать то же самое. Мужик, с дорожным атласом в руках, начал рассказывать как нам лучше добраться домой: "Пацаны, я тут подумал - нахуй вам Катька [Екатеринбург, прим. авт.]! Едьте сейчас на Ишим, оттуда на Курган и на Уфу. Только Челябу днем проходите - ночью не суйтесь. Бомбят пиздец, самый бандитский город. Дороги там заебись будут, да и сэкономите пару сотен". Черт побери, приятно - человек не поленился остановиться на ночной трассе, чтобы дать нам дельный совет. Мы, правда, к этому моменту уже забронировали гостиницу в Тюмени и решили что хотим посмотреть на нефте-газовую столицу России. По этой причине маршрут от дальнобоя решили скорректировать - сразу поедем в Тюмень, оттуда уже на Курган. Километража особо не сэкономим - зато, будем надеяться, дороги окажутся лучше Пермских.
В этих "скворечниках" местные продают сибирские лакомства - кедровые орешки и таежный чай.
Объект придорожного сервиса на трассе М-53. Очень гармонирует с общим состоянием дорожного полотна.
Поселок дорожных строителей. Он упоминался еще в отчетах о пути "туда".
Кто король гравийки?! :)
Вынужденная остановка для замены катушки зажигания. Вокруг - вполне себе цивилизация - избы да коровы.
Новая катушка. Аж блестит :) К несчастью, век ее будет недолгим...
Заправка в самом начале (или самом конце - смотря куда ехать) гравийного мракобесия. Самый неприятный участок дороги остался позади. Теперь неплохо бы и автомобиль помыть :)
Краткая характеристика степени загрязненности машины - слой грязи.
Зарисовка из жизни автопутешественников. Едим консервы не выпуская руль из рук.
Из Листвянки до Иркутска. Регулярные экипажи ДПС по обочинам и не менее регулярные обгоны через сплошную. Картинка ускорена в несколько раз для интересности просмотра :)
Click to view
Блуждания по Иркутску.
Click to view
Город
Нижнеудинск. Транзитная экскурсия по сорокатысячному райцентру Иркутской области. Год основания - 1648, статус города получил в 1963-м. Есть подозрение, что именно с этого момента в городе с дорогами ничего и не делали.
Кстати, саундтрек в этом (как и во всех остальных) видео примерно соответствует тому, что играло у нас в машине.
Click to view
Трасса М-53 во всей красе. Видео были сняты на пути "туда", но поскольку ни времени ни технических возможностей обрабатывать их в Сибири не было, будут идти в довесок к рассказу про обратную дорогу. Снималось это все с помощью видеорегистратора
Jagga DVR 1000, закрепленного на лобовом стекле автомобиля - отсюда и мошкара и танцы дворников.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Город Кемерово. Шахтерская столица России.
Click to view