Dec 13, 2010 23:15
"Как я могу знать, что я думаю, если я этого еще не сказал?"
Э.М. Форстер
"Разум исключительно инструментален. Он не может выбрать наши конечные цели. Он не может указать нам, куда идти, в лучшем случае он может показать нам, как туда добраться".
Г. Саймон
"Общества могут развратиться, если они замыкаются в своем гедонизме и лишаются трех базовых чувств: сочувствия, уважения и восхищения. Сочувствовать - значит переживать боль других людей, и это - основа морального поведения. Восприятие сочувствия как патерналистского и унижающего чувства - глубочайшее аффективное заблуждение. Всякий раз, когда кричат "Я хочу не сочувствия, а справедливости", забывают о том, что именно сочувствие открывает путь к справедливости. Уважение - именно то чувство, которое надо испытывать перед тем, что этого достойно. Речь идет об активном чувстве, которое воплощается в заботе, защите и помощи, которое выделяет из ряда и оценивает человеческое достоинство. Когда оно исчезает, все скатывается к упрощению и тирании безразличия. Наконец, восхищение - это оценка превосходства. Плохо понятое равенство мешает нам оценить окружающих. "Никто не может быть равнее других" - абсурдное утверждение, потому что оно принижает людей. Ведь нельзя приравнивать человека, помогающего людям, к тому, что мучает и пытает их. Гитлер и Мандела - не одно и то же. Недостаток восхищения - это принижение".
"Одно дело - покончить с проблемой и совсем другое - разрешить ее. Ссора из-за луга для выпаса заканчивается, когда один из ее участников берет ружье и убивает соперника. Дело окончено, но проблема не разрешена. Знаменитое "баба с воза - кобыле легче", пожалуй, не сгодится даже для кобылы. Важно ведь совсем другое - чтобы сил у кобылы было больше, а значит, решается эта проблема абсолютно иначе: надо лучше кормить кобылу. Проблема находит свое решение только тогда, когда в итоге не терпят ущерба ценности сосуществования".
"Свобода совести приобретает абсолютную легитимность лишь тогда, когда эта совесть берет на себя обязательство искать истину, слушать чужие аргументы, внимать доводам и смело признавать очевидность, хоть последняя и пойдет ей во вред. То есть выйдет за границы частного. Без такой компенсации право на свободу может обернуться защитой упрямства и фанатизма, защитой великих ошибок разума, как мы уже видели".
"Искаженное представление о человеческой природе подразумевает, что счастье - обывательство и глупость и что только страдание созидательно. Эта идея породила целую концептуальную систему, которая, начиная с романтизма, определяет наш культурный стиль: "Будь прекрасен и грустен" - вот ее лозунг. Отсюда идет преклонение перед всем болезненным, перед безумием, хотя на самом деле в них нет ничего привлекательного. Что может быть ужаснее болезни или утомительнее безумия?"
"А если бы мы представили себе Ницше счастливым? И если бы он нашел то высшее здоровье, которое безнадежно искал? А если бы мы придали его речам обратный смысл и решили, что верный путь к видению мира - это радость, спокойствие и смелость? Мы бы выработали метафизику созидательных возможностей, нелегких и эйфоричных. Мы бы признали, что пессимисты живут хорошо за счет осмеянных оптимистов; сетующие на то, что ничего уже нельзя поправить, получают свои пенсии благодаря тем, кто считает, что найти выход можно; а скептицизм поддерживает реакционные силы, едва появится хотя бы намек на перемены".
Хосе Антонио Марина
мир,
в чем смысл жизни?