О великих учителях и вечных учениках

Mar 12, 2009 11:56

Не замечали ли вы, что в любой сфере деятельности, куда вас может занести пытливый ум и встроенное шило в ягодицах, обязательно найдется человек, который не просто уверен, что знает все лучше всех, но и распираем мужественно-сдержанным желанием остальное стадо этим знанием облагодетельствовать, научить, направить по пути просветления?
В айкидо это выражается прозрачнее всего. Стоит человеку такого типа сдать экзамен на 6той кю* (подставьте: написать дебютный рассказ, впервые попасть в рейд и тд) - а в некоторых, особо выразительных случаях, это происходит и раньше - как он преисполняется осознанием собственной мудрости, и так и ищет, кому бы ее излить посильно. Обычно жертву долго искать не приходится: вот она стоит тут, совсем рядом, с неуверенным выражением и отчетливым вопросом в больших круглых глазах. Хищник пикирует, и всю следующую технику его подопечный постигает, что все, что он делает - неправильно, выслушивает, куда ему ставить ногу, куда и как шевелить рукой, бедром, коленом и кончиком большого пальца. Или: как строить сюжет, делать героев - достоверными, хилить в рейдах и кормить кота. Если опекаемый жует это все, глотает, не морщась, и просит добавки - аллилуйя! Великий Учитель нашел Вечного Ученика.
Поймите меня правильно - я ничуть не осуждаю великих учителей. Многие люди, которых я искренне уважаю и восхищаюсь их мастерством в своей области, принадлежат именно к этому типажу. Просто мне - как типичному вечному ученику - ужасно любопытно, почему из расхожего выражения "Учителем может быть каждый" кто-то делает вывод - "..потому учиться можно у всех", а кто-то - "..потому учить буду я"?

* младшая ученическая степень в айкидо, белый пояс.
Previous post Next post
Up