Всем знакомо это выражение: "всё преходяще", но, наверное, мало кто задумывался о значении слова - "прехождение".
Глубину его значения можно понять из гегелевской "Наука логики", где оно употребляется при обьяснении им категорий "бытие" и "ничто". Причём берет он не какое-то конкретное, определённое бытие и не какое то определённое ничто, которое, разумеется, является противоположностью своему определенному бытию, а пользуется понятиями "чистого бытия" и "чистого ничто".
Вкратце- чистое ничто и чистое бытие- это мыслимые категории. Чистое- это значит не конкретное, неопределенное ( определенное- это значит что то конкретное, наличное, отличное от другого, имеющее какое то содержание, которое отличается от иного содержания), не имеющее каких-то видимых ( непосредственных) различий.
Чистое бытие - это абстракция от бытия вообще, ее можно даже выразить просто одним словом- "есть". Оно просто- есть. Без каких-либо признаков, различий, определений.
Отсюда довольно легко понять, что в чистом бытии нет ничего, оно пусто, как пусто это слово- "есть". Это слово не даёт никакого определения, признака, это пустая мысленная форма. В чистом бытии нечего созерцать, нечего наблюдать, поскольку нет ничего определённого, что можно было бы непосредственно изучать.
То же самое можно сказать и о чистом ничто- оно так же пусто, про него можно лишь сказать, что оно "есть".
Надо, наверное, сразу сказать про определённое бытие. Определённое бытие- это то, что мы можем наблюдать непосредственно ( органами чувств), давать ему определение. Определенному бытию соответствует определённое ничто. ( Бытие и небытие чего-то).
Эти категории- не мёртвые, застывшие, а "живые", находящиеся в непрерывном движении, взаимопроникновении. Определённое бытие и возникает в результате проникновения чистых бытия и ничто друг в друга. Представить себе это можно на примере "свет и тьма". При абсолютном свете мы ничего не увидим, так же как и не увидим ничего в абсолютной темноте. Но если тьма оттеняет свет, то мы начинаем видеть контуры предметов, что то различать или если в абсолютной тьме появляется какой то слабый свет, то мы начинаем что то видеть.
Чистые бытие и ничто переходят, а точнее- уже перешли друг в друга, причём переход из ничто в бытие называется становлением, а переход бытия в ничто- прехождением.
Так что- когда говорят о том, что ''все преходяще'', то как раз и имеется ввиду, что бытие переходит в своё небытие.
Есть букашечка, ползает, существует в своём бытии, раз- и умерла- ушла в небытие, а процесс от рождения до смерти называется "прехождение".
Люди- это не букашечки. У них тоже постоянно идёт процесс "прехождения", но у людей есть и ещё кое-что, носящее название сознания, разума. Человек, родившись, начинает не только процесс прехождения к своему небытию, но также начинает процесс становления своей разумной составляющей.
При рождении человек- это "чистый лист", в процессе прехождения он приобретает опыт, знания, человек становится.
А вот кем человек станет- зависит от того, что в него вкладывали в детстве, что его окружает, какие модели поведения являются в данном обществе "успешными" для выживания. В дальнейшем- когда приобретается какой то опыт и человек начинает мыслить, сопоставлять, анализировать- он может взять под свой контроль процесс своего становления. А может и не взять, остановившись на усвоении какой то роли, существующей в окружающей действительности в качестве готового шаблона.
В идеале- человек проходит путь становления всю свою жизнь, во время всего пути прехождения.
Так о чем я....
Все мы "преходим", но не все мы ''становимся'', если брать во внимание, что это процесс, занимающий всю нашу жизнь. В жизни слишком много лишнего, ненужного "белого шума", жизнь слишком коротка- чтобы тратить ее на всякие пустяки, убивать время, теряя жизнь, растрачивая ее на бездумное времяпрепровождение.
Нужно не "преходить", а- "становиться".
Хотя эти процессы и едины.