США решили забрать все экономические привилегии, подаренные союзникам за последние 70 лет. Вашингтон уже давно беспокоит дефицит внешней торговли с ЕС, который по данным МВФ в 2017 году достиг 134,6 млрд. долл. В частности, дефицит германо-американской торговли составил 74,9 млрд. долл. за тот же год. Для того, чтобы эту неприглядную картину изменить, в 2014 году США инициировали создание Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). Однако европейский бизнес взвыл от того, что предлагалось в рамках партнерства. Европа должна была открыть свои рынки для американской продукции и молча смотреть как разоряется местное производство. В итоге переговоры по ТТИП провалились.
В Белом доме тогда сильно огорчились демаршу ЕС. Это дало первую большую трещину в европейско-американских отношениях. И раз не вышло по-хорошему, Дональд Трамп решил действовать по-плохому. Причем нанеся сразу два удара - пошлинами и срывом иранской ядерной сделки с последующими санкциями в случае несогласия с позицией Вашингтона. Все это ставит Евросоюз в непростое положение. Договориться с США будет очень тяжело, ибо американцы категоричны: часть европейских товаров с рынка нужно убрать, рынок Европы нужно открыть, а «Северный поток» - похоронить.
ЕС в свою очередь дают понять, что исполнять требования США не намерены. Иранская сделка Европе очень нужна. Нужен и «Северный поток-2». Да и европейский рынок, страдающий от китайской экспансии и антироссийских санкций, нужно спасать. И даже размен одного из вариантов на милость США будет означать серьезное геополитическое поражение Евросоюза.
Главный вопрос заключается в том, выдержит ли Европа крах евро-американского альянса. Ведь внутри ЕС проблемы нарастают как снежный ком. В 2016 году Великобритания объявила о намерении выйти из Евросоюза. В 2017 году зашаталась территориальная целостность Испании - Каталония требует независимости. Политическая нестабильность и экономические проблемы лихорадят Италию. Евроскептицизм набирает обороты во Франции. Не решены проблемы Греции. Свою игру ведет европериферия: Польша, Венгрия и Чехия. Наконец, евроэкономику обволакивает
спекулятивно-долговой пузырь.