13 марта 1777 года (ПСЗ РИ, №14598) императрицей Екатериной II утвержден герб для Усть-Киренского воеводского правления:
"2-й Усть-Киренску. В серебряном поле три голубыя полосы, соединяющийся в средине щита, так, что снизу сочиняют стопило, и от острея онаго одна присоединяется к верху щита, изъявляющие устье Киренски при ея впадении".
Герб уездного города Киренгска утвержден 26 октября 1790 года (ПСЗ, т.XXIII, №16913) вместе с другими гербами городов Иркутского наместничества:
"В верхней части щита герб Иркутский. В нижней, в золотом поле, протекающая и разделяющаяся на два устья река Киренга; посему и город по оной наименование получил".
Город назван по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от эвенка. киренӈа в значении «орлиное гнездо» либо от эвенка. кири грязь, грязный (из-за того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной, хотя вода в ней прозрачная и чистая).
Жители Киренска гордятся расположением своего города, утверждая, что это единственный город - остров в нашей стране.
Киренск - старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Он основан казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630 (на 31 год раньше Иркутска) как Никольский погост.
В 1665 на месте погоста был основан острог - Усть-Киренск. В остроге организовали ярмарку и таможню. В начале XVIII Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.
Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.
Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.
В 1775 году Киренскому острогу присвоен статус города с названием Киренск.
В 1785 году воеводская канцелярия из Илимска перенесена в Киренск, в связи с чем последний приобрёл статус уездного города. Киренску был пожалован герб.
В 1928 году был образован Киренский район с центром в городе Киренске.
С 1942 по 1945 в городе располагался 5-й перегоночный авиаполк трассы "Алсиб" Аляска-Сибирь.
В начале XX в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.
В послевоенный период и вплоть до начала перестройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял свое транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.
В 1980 рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.
(Источник фото:
http://images.esosedi.ru/kirensk_s_vyisotyi_ptichego_poleta/22448981/index.html#lat=57778360&lng=108132248&z=15&mt=1&v=1 )
В 1990-е город лишился лучшей части флота.
В 2001 город пережил большое наводнение.