Вот уж правда: все новое - это хорошо забытое старое в новом ракурсе.
Весной я бурно погрузилась в тему визуальных заметок, иллюстраций в презентациях, в фасилитациях. Это серьёзный тренд сейчас во многих направлениях. И просто классная мысль - использовать простые рисунки для передачи, сохранения и любой другой работы с информацией.
К сожалению, если кому-то медведь наступил на ухо, в моем случае он прошелся и по рукам. Рисую я ужасно. Из серии «Какой классный бегемотик! / Это не бегемотик, а принцесса».
Книгу
«Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу» Майка Роуди я прочитала одной из первых среди книг по этой теме.
В университете в курсе по педагогике я изучала такой пед.инструмент, как опорный конспект. Это методика фиксации информации в рисунках. В разы повышает качество усвоения материала. Потому что бы нарисовать что-то (а если еще и без слов), нужно очень глубоко погрузиться в материал, переработать его, выделить ключевые мысли и второстепенные, и взаимосвязи между ними. К тому же сделать это очень лаконично. Нарисовав такой конспект, уже не забудешь лекцию никогда.
Спустя лет восемь после университета в одной из книг я нашла один такой опорный конспект, вложенный вместо закладки. Рисовала я его ради забавы, потому что лекция была на редкость скучная. Лекция ожила в памяти в мельчайших деталях. И это при том, что память у меня как партизан - все хранит, но выудить из нее что-то почти невозможно.
Так вот этот самый скетчноутинг и есть этот самый опорный конспект. Скетчноутинг (sketchnoting) - примерно это обозначает наброски заметок. В книге их, сокращая, называют скетчи.
Вместо того чтобы много писать, вы выделяете самые главные мысли и фиксируете их в виде рисунков или графически оформленного текста. В скетчах используют рисунки и типографику. Рисование активизирует работу правого полушария мозга. Что в свою очередь помогает лучше запомнить информацию.
Академический подход к рисованию в школе многим отбил желание рисовать. Лично я долго подступалась к рисованию скетчей. И все еще не решаюсь показывать свои каракули кому-либо.
В книге есть специальные практические задание, чтобы тренироваться рисовать простые рисунки, изображающие основные понятия. Все можно нарисовать с помощью 5 основных фигур: треугольник, круг, квадрат, линия и точка. Автор рекомендует не ставить целью рисовать хорошие правильные рисунки. Напротив, чтобы расшевелить креативность и «набить руку», нужно позволить себе рисовать как есть и много. Гнаться не за качеством, а за количеством рисунков. Как в любом деле мастерство приходит с практикой.
Хорошее упражнение - копировать чужие скетчи. Пока не сформируется свой личный «почерк». Я пока как раз на этом этапе. =)
И очень восхищаюсь чужими работами и смелостью тех, кто рисует. Особенно восхищаюсь теми, кто рисует красиво!