Диспут между Платоном и Дионисием Старшим, правителем Сиракуз

Jun 08, 2020 15:31

Дионисий
У меня есть преданные мне подданные, Платон.
Это вполне меня устраивает. Однако вернемся к бедному диктатору.
Если он держится у власти, несмотря на обилие врагов, то уж наверняка ему знакомо искусство общения с людьми, иначе бы его с потрохами съели.

Платон
Страх - вот что удерживает людей от мятежа, и, несмотря на это, заговоров на век каждого тирана хватает.

Дионисий
Страх - отличная узда. Это верно. Заметь, нагнать страху тоже надо умеючи. Коль берешься властвовать, рычи так, чтобы мурашки по телу бегали. Но на одном страхе далеко не уедешь. Вспомни знаменитых властителей: Периандра, Писистрата, Клисфена, Поликрата. Они не только наказывали поданных, но и благодетельствовали им, правили подолгу и не жаловались на недостаток приверженцев.

Платон
И боялись мести и покушений.

Дионисий
А как же иначе. Когда от тебя зависят судьбы тысяч, любое твое решение нравится одним и озлобляет других. Невозможно удовлетворить всех в равной мере. Будь ты хоть четырежды справедливым, найдутся желающие тебя растерзать, дай только волю. Мягкостью и добром ты только развратишь людей, заслужишь их насмешки и поощришь к убийству . Я испытал это на своей шкуре. Когда я был молод и наивен, мое мягкосердие стоило жизни моей жене. Быть может, ты слышал: дочь моего благодетеля и друга Гермократа растоптала бесноватая толпа. Сила и непреклонность - вот орудия в руках властителя, а если хочешь правды, то и жестокость, когда требуется. Потому-то и похож диктатор на укротителя в клетке с дикими зверьми. Дамокла, который рвался отведать радостей правления, я как-то усадил за накрытый по-царски стол, подвесив над его головой меч на конском волосе. Ни непостоянный многочленный монстр, называемый демократией, ни щепетильные и благовоспитанные умники-философы не способны сплотить подданных и повести их к процветанию. На высоте этой задачи лишь железная воля умного государя. Спокойная и безмятежная жизнь ему только снится.

Платон
Те, кто рвется к власти, меньше всего озабочены благом подданных. Ими движет стяжательство и тщеславие.

Дионисий
Вот уж не думал, что ты доверяешь расхожим банальностям. Ведь богатство, которым покупается роскошь и все наслаждения под луной, можно приобрести менее опасным путем, в частности, успешной торговлей или денежными операциями. Посмотри на Калликла. Живет себе в свое удовольствие и в ус не дует. Денег у него куры не клюют. Его окружают самые красивые девушки и мальчики, и это несмотря на то, что у него во рту остались два гнилых зуба, а сам он сморщен как сухой гриб. Стол его ломится от яств, а лесбосским вином наполнены бассейны. Вот жизнь, позавидуешь. Для чего, скажи, нарываться на неприятности, сопутствующие власти? Как ты думаешь?

Платон
Есть глупцы, которым кажется, что путь к богатству через власть самый быстрый. Честолюбцы же поумнее упиваются сознанием могущества и своевольной безнаказанности под девизом
«что хочу, то и делаю».

Дионисий
Главное ты, Платон, упустил. Выдающихся правителей ведет благородное стремление «на вечное время стяжать бессмертную славу» , разделив ее с народом, во главе которого они становятся. В этом состоит притягательность власти, а не в разбойном захвате богатств или утолении пустого тщеславия. Так что тем, кто на себя возлагает тяжкий труд и опасность правления, в ножки бы поклониться надо, а не поносить, как ты делаешь. Вот моя философия.

Платон
То, что ты называешь благородным стремлением, в лучшем случае не что иное как гордыня. Даже если властолюбец верит в свою миссию вести сограждан к славе, его самоуверенная убежденность, что он лучше других знает к ней путь, вредное заблуждение или тяжелое психическое расстройство. Лизоблюды возвеличивают тирана, укрепляя его веру в собственную непогрешимость. Усомнившиеся же расплачиваются жизнью.

Дионисий
Не следует забывать, Платон, что человеческое общество совершенствуется. В далеком прошлом нравы были необузданы, а правильных законов не существовало. В наше цивилизованное время своеволие государя ограничено законами. Разумный правитель является гарантом законности и порядка. Свой авторитет он употребляет на их поддержание.

Платон
Как ни красивы твои слова, они не могут заслонить того непреложного факта, что единоличная власть губительна как для повелителя, так и подданных. Тиран превращается в раба своих прихотей и маний. Его положительные качества, если он ими и обладал вначале, со временем затмеваются пороками. Он не может противостоять натиску злых сил, которые его правление и пример развязывают.
Previous post Next post
Up