Я закончил с книгой «Game Over: Как Nintendo завоевала мир» за выпуск которой в России отвечает небольшое издательство "Белое Яблоко | The White Label".
Для начала, я хотел бы привести выдержку из русскоязычной википедии, прежде чем приступить к обзору книги.
"В книге детально и в мельчайших подробностях рассказывается история компании Nintendo и ее превращение в одну из самых влиятельных и могущественных компаний в сфере электронных развлечений на момент выхода первого издания книги в 1993 году. Попутно, автор излагает историю развития и становления мировой игровой индустрии начиная с шестидесятых годов и вплоть до начала девяностых. Прежде всего, книга примечательна тем, что ее повествование основывается на многочисленных, откровенных и развернутых интервью важных персонажей в мировой игровой индустрии, среди которых числятся Говард Линкольн, Нолан Бушнелл, Сигэру Миямото (чье имя в английском варианте книги пишется с ошибкой - «Sigeru»), Алексей Пажитнов и многих других, некоторые из которых давали свои интервью на условиях анонимности. При работе над книгой Дэвид Шефф несколько раз посещал не только штаб-квартиру Nintendo в Киото, компании известной своей закрытостью, но и становился гостем в доме, на тот момент, президента Nintendo - Хироси Ямаути, человека, известного своей закрытостью и критическим отношением к прессе и журналистам. Книга написана в нейтральном ключе, рассказывая историю японской компании не только с позитивной, но и с негативной стороны. До выхода оригинального издания в 1993 году, некоторые части книги были опубликованы в американских журналах San Francisco Focus, Men’s Life, Rolling Stone и Playboy. По словам самого автора, работа над полноценной книгой началась после журналисткой статьи о Nintendo, которую Шефф написал по заданию журнала Men’s Life. Работа над первым изданием книги длилась полтора года."
Со стороны издательства "Белое Яблоко" это был очень смелый и, в чем-то новаторский ход, издать книгу на такую узкоспециализированную тематику. Потому что, откровенно говоря, я затрудняюсь сказать определенно на кого именно рассчитана эта книга. Быть может она рассчитана на бизнесменов, которое хотят лучше понять процессы происходящие в индустрии видеоигр? Нет, потому что книга целиком и полностью фокусируется только на отдельных аспектах рынка и не дает общей картины индустрии. Быть может она ориентирована на обывателя, который хочет расширить свои горизонты познаний? Еще раз нет. Книга целиком и полностью фокусируется на определенном временном отрезке и даже расширенные главы не дают представления о многих важных событиях происходивших в конце двадцатого века, в индустрии видеоигр.
Вот тут мы и подходим к сути. Остаются только мариобои и скучающие "исследователи" которым интересно как оно было на самом деле. Если с мароибоями все понятно - вся их жизнь это покупка сопутствующих товаров Nintendo и складировании их у себя на полках (я даже уверен, что половина мариобоев купивших книгу, не станет вскрывать полиэтилен), то люди интересующиеся индустрией останутся в недоумении. Тем более что обещанным анализом становления индустрии, в целом, начиная с 60х тут и не пахнет.
В первую очередь самые большие вопросы вызывает подход издателя книги, в лице Ильи Воронина. В своем интервью сайту Look at Me он пишет "Нам очень хотелось захватить геймерскую аудиторию, но, что удивительно, в России до сих пор нет ни одного нормального издания про видеоигры." "Наконец, поскольку последние двадцать-тридцать лет наша страна не особо активно участвовала в мировой поп-культуре, нам хотелось как-то книгу привязать к России. Так что мы попросили Алексея Пажитнова, создателя Tetris, про которого есть целых две главы в «Game Over», написать нам предисловие." Таким образом мы имеем книгу об игровой индустрии без необходимого вступления с поправкой на современные реалии. Это чертовски огорчает. Я даже больше скажу, те самые дополненные главы, которые в 1999 году написал Энди Эдди сегодня уже безбожно устарели. Их можно было просто выкинуть из книги без всякого для нее ущерба, заменив более качественным, поэтапным рассказом о конце девяностых, начале нулевых, крахе SEGA, становлении Microsoft на рынке игровых консолей. Этого нет. Это до боли обидно, потому что без этого обзорного материала книга превращается в обрубок. Сторонний человек, если он не интересуется видеоиграми, вряд ли сможет составить у себя в голове цепочку событий, которые привели от шестнадцатибитных войн к сегодняшним игрокам индустрии.
Еще это не книга о становлении Nintendo. Это книга о становлении Nintendo of America. Впрочем это неудивительно, Дэвид Шефф американский журналист, который публикуется в американских журналах и, в первую очередь, его интересует влияние Nintendo на индустрию развлечений в Штатах. Из трехсот пятидесяти страниц книги, только семьдесят пять посвящены японской Nintendo и основным вехам в ее истории, которая хорошо ужимается в формат небольшой статьи из Википедии. Проблема еще состоит в том, что Шефф в своем описании становления японской Nintendo не скупится на очень большие лирические отступления. Вроде поиска глубинного смысла в игре Super Mario Bros. или художественные описания детства Миямото.
Возможно я был слишком требователен, но лично я не узнал о японской Nintendo ничего нового.
Nintendo of America, вот где книга раскрывается во всей красе. Подробное описание становления компании и трудностей с которыми ей пришлось столкнуться на североамериканском рынке, очень интересны и по-настоящему захватывают. Шефф проделал поистине титаническую работу. Он взял интервью у кучи народа, являвшихся непосредственными участниками описываемых событий. Он переработал кучу документов: отчетов компаний, статей в бизнес еженедельниках, каталогах торговых сетей, специализированной технической литературы и судебных стенограмм. Все это предстает в виде гигантского и запутанного полотна, пронизанного судебными тяжбами, атмосферой соперничества, головокружительного успеха и столь же оглушительных провалов. Даже несмотря на то что Шефф дает довольно однобокий взгляд на игровую индустрию, испытывая явные симпатии к Nintendo, эта часть книги читается очень хорошо. Ведь пытливый читатель может познакомиться со стилем корпоративной культуры Nintendo, узнать о механизме принятия решений внутри компании и провести свои параллели с днем сегодняшним. А именно с тотальным отставанием Nintendo по многим ключевым аспектам, которые уже стали стандартом де-факто в среде конкурентов.
Как справедливо суммировали "достижения" Nintendo пользователи форумов NeoGaf:
"Nintendo's track record hasn't given you any reason to believe otherwise.
They were late to the party with online multiplayer.
They were late to the party with offering content digitally.
They were late to the party with the HD gaming transition.
They were late to the party with achievements & sharing game progress online with peers via streaming.
They were late to the party with collectible figures that you can build merchandising around and employ to shape gameplay.
They were late to the party with embracing a virtual online community.
And they'll be late to the party here as well."
В конце книги Шефф дает очень краткое описание становления европейского отделения Nintendo, настолько краткое, что даже не прибегает к художественным приемам, только перечисление фамилий, должностей, рынков сбыта, количество проданных единиц и суммы прибыли.
Отдельно хотелось бы высказаться по поводу перевода книги. Несмотря на то, что у книги заявлен корректор и несколько редакторов от текста зачастую несет любительским переводом фанфика для фанатского форума, что совершенно не допустимо для книги которая продается в магазинах и стоит $25. Особенно аховая ситуация в конце когда, собственно, Game Over Шеффа уже кончился и начинаются статьи из дополненного издания. Такого буквального перевода английского в коммерческой книге я не встречал очень давно, мне до такой степени было трудно это читать, что через жалкие сорок страниц я прорывался часа полтора.
Так что, для кого эта книга? Ну, для начала взгляните в зеркало, если вы видите там нинтендоеба, эта книга определенно для вас. Ее следует поставить на полку, не распечатанной, на самое видное место. Так же книга доставит определенное удовольствие тем людям которые интересуются историей индустрии видеоигр. Во всяком случае, мне было интересно читать о том каким образом в Nintendo принимаются важные решения, которые так или иначе, оказывают влияние на всю индустрию видеоигр.