У игр, которые я вожу, есть различная внутренняя классификация, которая служит для моего личного удобства в подготовке игры. Самых крупных классификаций две - малая форма и большая форма. Выбор формы определяет общий подход к игре и ее построению в самом широком смысле слова, затрагивая в основном надыгровые события.
Названия обусловлены степенью сложности подготовки игр и степенью мастерского участия в них, они ни в коем разе не делят игры на сорта или классы, для меня это разделение похоже на разделение литературных форм - рассказ ничуть не ущербнее романа по определению, различаются лишь размеры и принципы построения повествования.
Малая форма подразумевает игру такой, какой она описана в рулбуках. Максимально приближенная к fair play, насколько это возможно. Игрокам дается полная свобода создания персонажей, как сюжетная, так и механическая, противостоящие им угрозы берутся из официальных книг и источников, я максимально не вмешиваюсь в игровой процесс, оставаясь в рамках правил настолько, насколько это возможно. Очевидное достоинство малой формы в том, что она дает игрокам максимально чистый и честный челлендж, давая им в руки все инструменты по преодолению препятствий.
Большая форма исповедует противоположный другой подход. Если при вождении малой формы мне достаточно получить от игрока грамотно составленный чарлист, то в большой форме я буду ждать объяснения каждой точки, каждого трейта, выкупленного скилла и шмота - откуда это взялось, почему это взялось и так далее. Предыстории персонажей также будут плотно вписаны в сюжет, изменены и скорректированы по мере необходимости и в процессе обсуждения с игроками. Происходящие в игре события в первую очередь подчинены логике сюжета и окружающего пространства, а вопросам соответствия прописанной игромеханики отводится последняя роль. Противники в таких играх почти наверняка индивидуально сгенерены и вполне могут выходить за уровень компетенции партии - например, если отважный неофит наезжает на старейшину, он получит полный заряд сил старого вампира.
Главная сложность большой формы в том, что она требует некоего доверия между игроками и мастером. Книги правил больше не являются абсолютным авторитетом и медиатором возможных сложных ситуаций. Они являются лишь справочным материалом. Авторитет мастера в такой игре приближен к абсолютному, и если игроки по каким-то причинам восстают против этого авторитета, им просто не к чему апеллировать. В таком случае игра закономерно разваливается.
Достоинства большой формы предполагают, что игра в таком формате позволяет рассказать яркие, сложные глубокие истории, которые невозможны при игре в малой форме. Но на самом деле, я думаю, главное достоинство большой формы в том, что «так надо играть» в моем понимании. Остальное уже производная этого понимания. Да, в итоге получаются гораздо более сложные и яркие сюжеты, но не от того, что большая форма превалирует над малой, а потому что все участники процесса лучше понимают своих персонажей, а у меня, мастера, больше инструментов для реализации задуманных идей.
Большую форму я не водил уже пять лет, если не больше, ограничиваясь малой и возводя мантру «адекватного челленджа» в абсолютную благодетель. Все честно, все ровно, каждый может получить свои песочницу, какую захочет. Иногда мне кажется, что зря.