По мнению Д. Своллоу, девиз Ангелов Крови звучит как 'There is no place we fear to tread'. Как известно, оригинальная фраза звучит 'Fools rush in where angels fear to tread'. Получается, что Блады это и есть те самые глупцы, которые ломятся везде без задней мысли.
Что, в общем-то, полностью отражает содержание книги Fear to Tread.
Книга длинная, скучная и совершенно неинтересная. Она продавалась под слоганом "прочитайте о том, как Сангвиний впервые сразился с Кабандой, как он был искалечен, как легион впервые почувствовал красную жажду и как победил там, где должен был погибнуть. Как сказал Дембски-Боуден, "даже обезьяна с пишущей машинкой справится". В результате этим событиями отведено не больше десяти страниц, а то и меньше. Сражение между Сангвинием и Кабандой - пара абзацев. И все! Остальные без малого 500 страниц посвящены не пойми чему.
Здесь есть и старина Фабий, появляющийся на одной странице и исчезающий с нее же навсегда, и Эреб, присутствующий совершенно непонятно зачем. Целое отделение Космических Волков, запевающих песню про то, что "мы - самый жестокий, беспощадный и беспринципный легион, повелители ночи и пожиратели миров писаются в штаны при виде нас, мы - палачи императора, хар-хар-хар!", которые появляются, кидают понты и умирают все до одного за кадром(!) не сделав ровными счетом ничего. Зачем эти персонажи были в книге? Что они должны были показать? Порой начинает казаться, что главная тема этой книги - отношения Хоруса и Сангвиния, так часто начинаются флешбеки про то, как они вместе говорили, делали, думали. Присутствие Альфа Легиона и убийство тысячи орков в начале книги (да, прежде чем полететь на "дело" Ангелы в книге проводят полноценную кампанию, не имеющую никакого отношения к сюжету), казалось бы служит для знакомства с главными персонажами книги, но не более того, что один из них - бывший либр, а протокапеллан - мудак, мы ничего не узнаем. Хотя знающий читатель может сообразить, что это та самая кампания, которую проводил Альфа Легион прямо перед Давином, кампания, в которую они призывали Хоруса, но он отказалася. То есть мимо нас проходит - совершенно неотмеченной - вольная или невольная попытка Альфария спасти Хоруса от падения.
Совершенно безумное количество разных Бладов, которых я никак не мог запомнить. Потом к ним присоединяется группа выживших смертных, но зачем? Какую роль они играют в сюжете? (Нет, некая роль есть, и она обоснована, но совершенно не нужна. Убрать их из этих событий, ничего бы не изменилось. Вообще ничего). Где-то к концу книги я внезапно осознал, что Аскаэлон и Ралдорон это не просто "какие-то там капитаны", а едва ли не лучшие из лучших среди космодесанта времен Ереси. Надо ли говорить, что они не вызывают никакого сопережевания и практически неразличны до той степени, что читая их диалог мне приходилось иногда натужно думать "так, это кто сказал, тот который первый капитан или тот, который сангвинарный?"
Возможно, я предвзят, и поклонникам Ангелов все эти бесконечные сержанты, техмарины, капитаны всех 300(!) рот легиона будут очень интересны. Но отношения этих героев совершенно лишены динамики не только в рамках книги, но и в масштабах сеттинга. Когда я читал Фулгрима, там были многочисленные разговоры между капитанами. Юлий Каэсорон, Мариус, Деметер - они были полноценными героями, они были живыми и их общение было таковым. Читая дружеский разговор между Вайросеаном и Соломон, я испытывал ни с чем не сравнимую тоску от того, какими они были, и как они в итоге погибли или пали. От чтения аналогичного "обмена любезностями" между капитанами Ангелов у меня сводили челюсть. Они были шаблонными и топорными (не говоря уже о том, что двое из трех капитанов, участвовавших в этой беседе больше в книге фактически никак не фигурировали, только где-то за кадром). У каждого нерушимый архетип, который не меняется от одной книги Своллоу к другой. Вот капитан Амит, будущий чаптер мастер Флеш Тиреров. Если заменить в тексте его именя на "Габриэль Сэт", ничего не изменится. Они абсолютно одинаковые.
Довершает все это откровенно плохое написание книги. Начинется все с полной вторичности абсолютно всего. Буквально на каждой странице я испытывал чувство дежа вю. Как старательный ученик-копир, Своллоу подбирает за другими авторами их идеи и переносит в свою книгу неизменными, возведенными в абсолют. В книге Абнетта один из Волков говорит, что они - палачи Импеартора? Отлично, у меня тоже будут Волки и они будут говоить то же самое но уже не смертному засланцу, чтобы запугать его, а друг другу! В другой книге был либр, который мучался тем, что он больше не либр? Отлично, здесь будет такой же! Плевть, что там он ультрамарин, а тут - Ангел. Перекрашу доспехи, никто не заметит. В других книгах есть коварные Несущие Слово, устраивающие ересь? И у меня будут! Зачем? А просто так! Пусть будут! Больше всяких разных маринов!
А потом включается непоследовательность повествования, сдобренная банальными писательскими ошибками. Вот коварный Несущий слово проводит коварный ритуал. Перед ним - четыре жертвы. Бац! И он убивает восемь жертв. Откуда взялись еще четыре? Я перечитал абзац трижды, но нет, они просто появились в том момент, когда он их убивал. На другой странице (в середине книги) страшное оружие поражает флот Ангелов, и Своллоу пишет, как "все до единого смертные в один миг умерли". Затем он оговаривается, что, мол, нет, не все сразу, некоторые чуть позже. Затем он на протяжении пятидесяти страниц описывает, как эти уже умершие смертные что-то делали. Последний из них, кстати, умрет где-то в районе последней главы книги, и смерть его никак не будет связана с теми событиями, которые "убили всех смертных флота". Ну и довершает картину, конечно же, сам Аскаэлон, который говорит "Я сделаю все что угодно ради Сангвиния, даже убью весь легион!", а через строку уже отказывается идти на что угодно ради Сангвиния, так как... А нет, не так как. Просто отказывается.
В общем, анти-топ три теперь выглядит так: "Битва за Бездну", которой просто не было, "Деливеранс Лост", книга про непобедимого Омегона, и "Фир ту Тред", красно-красная скукота.
Но самое печальное, конечно, в том, что теперь потеряна вся идея, ради которой, собственно, и писалась книга. Позволю себе цитату:
He did throw Ka'Bandha into a warp portal so Ka'Bandha is still around and can still meet Sanguinius at the Eternity Gate. But it won't mean much now. This was an arc that stretched the 7 years. A naive Sanguinius unaware of the power of the warp gets beaten by the mightiest of Khorne's servants, he then then spend the next 7 years killing traitors and generally taking an A-level in daemon killing before squaring up for a rematch at the Eternity Gate, the keystone of the greatest and most important battle in the history of the universe. That would have been a bloody big deal. A truly iconic moment that echoes through eternity.
That's lost now; in this book we had Sanguinius beat up Ka'Bandha, get knocked over by a trick and then see 500 Legionaries die. He retreats, regroups and comes back and evens the score. Which is a standard bit of storytelling with a variation seen in most heroic fantasy/sci fi books at your local Waterstones, but it's nothing special. Now when Sanguinius and Ka'Bandha meet up at the Eternity Gate Sanguinius will just be doing a repeat performance, banishing a daemon he's already banished once before. I'm sure it'll be a good fight, Ka'Bandha is still a pretty tough adversary but the drama of the moment has been lost. We can't have a scene half way through the Heresy where Sanguinius tells some Khornate daemon to go running to his master (Ka'Bandha) and tell him Sanguinius is ready for a rematch. We can't have the terror in the defenders hearts as Ka'Bandha steps forward, the fear that Sanguinius will lose again, the Gate will be lost and the Palace will fall, Sanguinius is going into the fight as the favourite now, not the underdog. The mountain has become a molehill.