В столовой по радио чуть слышно играет песня Розенбаума - "Полем, полем, полем, белым-белым полем дым...".
1988 год, Анапа. Июнь. Темные кляксы шелковицы на пятнистом от солнца асфальте. Ее же можно купить в бумажных кульках, но я не хочу ее есть - мне пять лет и ягоды кажутся мне похожими на личинок. Зато черешня - желтая с красными бочками мелкая черешня, самая лучшая на свете.
Мы живем в санатории на последнем этаже пятиэтажного корпуса, туда очень долго подниматься пешком, у нас крошечный номер и кто-то из нас - совершенно не помню, кто, но, вероятно, я - спит на раскладушке, втиснутой между двумя кроватями. В номере очень жарко - солнечная сторона, да еще и нагревается крыша. У нас есть балкон, он смотрит не на море, а на крышу столовой с вентиляционными коробами, а если высунутся вправо очень далеко, видно маяк на дальнем мысу (мне показывали, я так и не поняла, куда смотреть). С балкона можно плевать косточки от черешни. На этот балкон я приношу свои морские трофеи - камушки и водоросли, и, чтобы они оставались мокрыми и красивыми, папа притаскивает откуда-то трехлитровую банку с водой. Очень хорошо помню, как неосторожно ставлю ее на кафель, она колется, помню лужу воды и вот этот осколок, отвалившийся от дна - с краем, на вид таким гладким и ровным, что хочется провести пальцем. Провожу. Боли не помню.
Слева от корпуса - процедурные кабинеты. Меня записывают на ингаляции морским воздухом. Сорок минут я и несколько таких же оторопелых тихих детей скучаем в закрытой комнате - на полу вытертый ковер, заваленный деталями от пластмассовых пирамидок, в углу за столом - медсестра, погруженная в чтение, окно под потолком, воздух зеленый как в вода в аквариуме от затеняющей окно шелковицу. И, по-видимому, морской. Принимаю лишь одну процедуру - послед этого папа говорит, что морским воздухом я буду дышать на море.
Пляж есть санаторский, помню его плохо. Есть также городской, он тоже песчаный, шумный, людный, мы ходим туда буквально пару раз. На входе - огромная арка как в Парке Горького в Москве, на ней табло с температурой воздуха и воду. У ворот фотографируют с удавом и злой макакой (фото с макакой у меня есть, оно цветное, это одна из первых цветных карточек в моей жизни).
По дороге на пляж в газетном ларьке мама вдруг покупает два одинаковых пластмассовых браслета - розовый и оранжевый. Она очень рада, ведь ничего нигде не достать. Оранжевый она носит с клетчатым платьем и красными клипсами, к которым он не совсем подходит. Я помню, какой этот браслет на ощупь и вид, как будто видела его вчера.
Также есть пляж так называемый дикий, до него надо идти далеко в сторону маяка. Родители любят его, потому что там мало народу. Пляж галечный и там очень глубокое море, лишь на метр от кромки прибоя волны накидали подушку из гальки. Я послушно сижу на этом метре, пока родители плавают. Вдоль дороги, ведущий на пляж, цветет распаренный солнцем белый и желтый донник. Мама говорит мне название этого растения и я помню его до сих пор. За пляжем начинаются скалы, с них мальчишки прыгают в воду, а девчонки валяются на обросших тиной камнях. Над скалами - степь. Там Крапивин, Селинджер, Паустовский, но я пока об этом не догадываюсь.
Мы ходим гулять, плаваем, фотографируемся, едим черешню, один раз добираемся до маяка (там военный музей и меня поражает блестящая черная мина выше меня ростом), закапываем друг друга в песок, едим на катере в Джемите и роем там узкие туннели в холодных песчаных недрах дюн, мы обедаем в столовой и выносим оттуда сероватый буханочный хлеб, я кормлю им голубей, и однажды один голубь чиркает мне крылом по лицу и целый день я с замиранием жду смерти от страшной заразы, которую, по словам родителей, голуби разносят; у меня зеленые сатиновые купальные трусы в горох и еще вторые, но их я не люблю и не запомню.
И над всем этим звучит, звучит из каждого динамика голос Александра Розенбаума, его новая песня - «Заплутал - не знаю,где,чудо чудное глядел: по холодной по воде в грязном рубище…». Эти строчки напевает папа, ему нравится песня, и, хотя в ней есть непонятные для меня слова «рубище» и «смоль», а также совершенно неведомый мне смысл, я запоминая текст, он вжигается мне в подкорку, и вот уже двадцать пять лет он там, двадцать пять лет он там…
«И мурашки по спине ледяной волной».
(фото не наше, конечно)