Originally posted by
oldtortila at
История и дальнейшая судьба кораблей, на которых установлена аппаратура, производства НПО «Квант» Увидев растиражированное в Интернете фото коптящего авианосца «Адмирал Кузнецов» (он же «Кузя»), вспомнила, что на нем установлена аппаратура, разработанная НПО «Квант». Правда, я в этих разработках участия не принимала
Коптящий небо «Кузя»
Наш комплексный отдел разрабатывал системы морской космической разведки и целеуказания для атомных подводных лодок и надводных кораблей. Такие системы были установлены на первый советский авианосец «Киев» и атомный ракетный крейсер «Киров».
Теперь об их истории и судьбе по порядку.
Первый советский авианосец «Киев».
Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроитедбном заводе. Ходовые испытания проходили в Севастополе. Летом 1976 года перед уходом к месту базирования - Североморск, министр лично решил посетить первый авианосец.
От НПО «Квант» был послан на корабль десант из нескольких человек во главе с директором для обеспечения работоспособности аппаратуры. Эту поездку я запомнила на всю жизнь. С нашей аппаратурой было все в порядке. Так что напрягаться не пришлось. Помню, как я сидела за своим пультом, и тут зашел министр со свитой, а по громкоговорящей связи звучит песня «Цвіте терен». Нужно отдать должное министру, он не отреагировал на нарушение устава, а свита перепугалась. Пел наш сотрудник, уроженец Крыма, который за большую пенсию потом стал ватником.
На верхней палубе начались показательные выступления. Я поднялась, а в этот момент демонстрировали разворот на полном ходу. Громадная палуба встала почти вертикально. Мне повезло, что успела ухватиться за какую-то ручку. Когда палуба встала на место, увидела, что за ту же ручку держится матрос такой же любопытный, как и я.
Показательные выступления прошли успешно. Директор собрал нас в каюте, поблагодарил и обещал в Севастополе повести всех в ресторан. Вскоре начался шторм. По громкоговорящей связи объявили, что для министра и его свиты подан вертолет. Наш директор улетел, а мы остались. С рестораном не сложилось. Два дня катер не мог нас забрать из-за шторма. Я с трудом, прижимаясь к стенке, добиралась до камбуза. Правда, на броненосце Потемкин из-за такого питания подняли восстание, а мы ели.
Уже в Североморске на авианосце кинорежиссер Эльдар Рязанов снимал фильм «Забытая мелодия для флейты». Весь город был увешен приглашением на участие в массовке.
Мне повезло попасть на творческий вечер Рязанова в местном доме культуры.
До 1991 года авианосец болтался по морям и океанам, а в 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, был выведен из состава российского флота, разоружен и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов Китаю. В 2000 году началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньдзинь где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле - в увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» стал частью тематического парка «Бинхай».
В 2011 году «Киев» полностью переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около $15 млн. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов.
Снаружи авианосец мало изменился - на палубе сохранилось вооружение, таким образом «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.
В общем, дорогой бордель с ракетами.
Авианосец "Киев"
Атомный ракетный крейсер «Киров»
В 1973 году на
Балтийском заводе в Ленинграде было начато строительство. Спуск на воду - в декабре 1977 года.
От участия в испытаниях крейсера остались яркие впечатления. Балтийский завод построен в 1856 году. С тех пор изменилось немногое. Грязь и разгильдяйство. Правда, за нравственностью следят. В обеденный перерыв выйти нельзя, поскольку утром монтажников проверяет нарколог, а после обеда - нет. В женское общежитие, где жила подруга меня не пустили. Пока ее ждала, прочитала объявление о борьбе за звание лучшей комнаты. Победившая комната получала переходящую красную дорожку.
Алгоритм сдачи в эксплуатацию кораблей такой: после постройки - швартовые испытания у стенки завода, а когда корабль уже на ходу, то он должен самостоятельно плыть к месту проведения ходовых испытаний. Что называется - жизнь внесла свои коррективы. Корабль сам идти не мог, а сроки поджимали, премия горит. Атомный крейсер на веревке волокут в Кронштадт на ходовые испытания. Строителей и контрагентов каждое утро врзит в Кронштадт ракета, а вечером забирает назад.
На ходовых должны заселить команду. Представьте жизнь бедных матросов, когда вокруг покраска и сварочные работы. Когда я увидела на пирсе горы пищевых отходов, в которых ковырялись крысы, подумала, что такой супербардак страна долго не выдержит. Особенно впечатлял Армагеддон при вечерней посадке в ракету. Жаль, тогда не было видеокамеры.
В отличие от авианосца «Киев», крейсер не много шастал по морям, а с 1990 года пошли сплошные ремонты и модернизации. В 2011 году планировали полную модернизацию, а потом передумали.
В апреле 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ, а в августе того же года было принято решение об его утилизации. Интересно, а на тожественной церемонии было сказано, что чудо-крейсер 20 лет простоял на ремонте и модернизации? Исключительно российское изобретение: многолетняя модернизация с последующей утилизацией.
Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом". Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года.
Атомный ракетный крейсер «Киров»
Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске в этом году выгрузит за счет средств Италии отработавшее ядерное топливо с выведенного из эксплуатации атомного крейсера «Киров». Интересно, а как же санкции?
P.S. Теперь немного о «Кузе»
Корпус тяжёлого авианесущего крейсера «Рига» (так его тогда звали) был заложен на стапеле Черноморского завода в 1982 году ( г. Николаев)
Судовое оборудование и оснащение изготавливалось в Ленинграде, продолжающем поставлять оборудование кораблю и сейчас.
Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года - заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море.
Теоретически "Кузя" вполне мог бы войти в состав ВМС Украины - в конце ноября 1991 года украинская сторона заявила о своих правах на этот корабль, который на тот момент находился в районе Феодосии. Однако с точки зрения командира корабля, такого государства, как Украина, ещё не существовало, поэтому он решил, что должен следовать указаниям командования Северного флота и 30 ноября 1991 года взял курс на Босфор. При этом часть команды и лётного состава осталась на берегу.
Думаю, что Украина только выиграла оттого, что эти долдоны украли авианосец и избавили от геморроя с этим морским пугалом.
Дело в том, что по прихоти советского правительства, "Кузя" был построен с неядерной силовой установкой (в отличие от американских авианосцев). Корабль получил котлотурбинную систему. Эта система не только ограничила дальность автономного плавания, но и из-за своих конструктивных недоработок неоднократно вынуждала экипаж буквально спасать корабль.
Например, в 1995 году, во время шторма, "Кузя" из-за отказа нескольких паровых котлов потерял ход и едва не был выброшен на берег архипелага Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Ситуация повторилась в 1996 году, когда у берегов Мальты у корабля погасли все котлы и потерявший ход авианосец чуть не выбросило на берег.
К слову, местом постоянной стоянки "Кузи" являлся не причал, а док судоремонтного завода в Мурманске. Как говорится, чтобы далеко не ходить.
Кроме того, на борту «Кузи» неоднократно происходили пожары. Как минимум в двух случаях не обошлось без человеческих жертв