Сицилия-2013 Часть 12 Чефалу

Jul 10, 2013 12:45

Чефалу' (Cefalu`) - город на берегу Тирренского моря в 75 км от Палермо.
В IV в. до н.э. на этом месте греки основали поселение, назвав его Кефалоидион (от греч. κεφαλή - голова), так как скала, на которой они поселились, возвышался над морем подобно голове.



Впоследствии жители стали селиться не только на горе, но и на равнине у подножия скалы высотой 280 м. Наверху сохранились руины замка и храм Дианы греческого периода. Чефалу бывал под властью римлян, византийцев, арабов, норманнов, повторив участь многих сицилийских городов.
Сегодня Чефалу морской курорт, известный своими пляжами, и туристический центр, в котором сохранились памятники истории и искусства, а также атмосфера старинного города.
Главной достопримечательностью города является собор, заложенный Рожером II в 1131 г. Собор Преображения Господня первоначально задумывался как королевская усыпальница и как главный храм Королевства Сицилии. Это важнейший памятник арабо-норманнского стиля на Сицилии, сохранивший в основном свой внешний и внутренний вид XII-XIII вв. Рожер II хотел быть похороненным здесь, но его воля не была исполнена: Рожера II похоронили в соборе Палермо.
После смерти Рожера II строительство собора приостановилось. Его внук II Вильгельм II Добрый был занят собственным делом - собором и монастырем Монреале, который был призван превзойти Чефалу. Строительные работы в Чефалу возобновились только при Фридрихе II. В XIII в. был завершен главный (западный) фасад собора. В XV в. фасад был дополнен портиком. В XVII-XVIII вв. интерьер собора переделали в стиле барокко, но при успешной реставрации XX в. барочные наслоения были почти полностью удалены.



Сразу за зданием собора над Чефалу резко поднимается огромная по сравнению с окружающим пейзажем скала, форма которой, напоминающая голову, дала название городу.



Фасад собора обрамлен двумя мощными четырехъярусными башнями со стрельчатыми окнами, соединенными резной аркадой. Башни хотя и кажутся на первый взгляд одинаковыми, не симметричны. Юго-западная (правая) башня завершается шпилем, квадратным в основании, и зубцами, напоминающими по форме митру. Северо-западная (левая) башня имеет шпиль, восьмиугольный в горизонтальном сечении, и так называемые гибеллинские зубцы. Гибеллины были приверженцами императора. По мнению исследователей, строители Чефалу таким образом отразили сложное состояние Сицилии, в которой в то время шла борьба между императорской и папской властью. Различаются и самые верхние окна башен: в правой башне окна-бифоры с узкой колонной посередине, а в левой - простые.



Верхняя часть западного фасада украшена типичным для арабского искусства двойным узором из переплетающихся ложных арок и инкрустаций из лавы цвета, близкого основному материалу.



В отличие от собора Монреале, пристроенный портик здесь органично вписался в фасад собора. Благодаря незначительным перестройкам, собор Чефалу внешне сохранил свой норманнский облик гораздо в большей степени, чем другие сицилийские церкви того же периода (Марторана, соборы в Палермо и Монреале). Кроме того, в отличие от собора Монреале, фасад собора Чефалу оказался более завершенным (возведены полностью обе башни, присутствуют оба шпиля).
Собор прекрасно смотрится на фоне скалы, возвышающейся за ним. Для того чтобы войти в собор, нужно подняться по довольно высокой лестнице.



Собор трехнефный. Главный неф отделен от боковых приделов двумя рядами античных колонн II в. из гранита и мрамора с резными капителями. Красивые деревянные потолки сохранились с XII в.





Главной достопримечательностью собора Чефалу являются мозаики, выполненные византийскими мастерами, приглашенными из Константинополя. После обновлений XVI-XVII вв. в интерьере собора уцелело лишь несколько византийских мозаик XII в., из которых центральное место занимает самое знаменитое на Сицилии изображение Христа Пантократора в центральной апсиде. Оно относится к 1148 году, о чем свидетельствует надпись в апсиде.



Знатоки утверждают, что образ Христа-Пантократора в конхе апсиды Duomo в наибольшей степени соответствует византийским традициям. Он выглядит менее помпезно и более человечно, чем во множестве других храмов. В глазах Христа из Чефалу понимание и милосердие. На лбу Спасителя - две сбившиеся пряди (впоследствии эта особенность повторена сицилийскими мозаичистами в куполе Палатинской капеллы).
Отличаются от палермитанских и сюжеты ряда, расположенного ниже. Богородица показана в молитвенной позе (Оранта). Интересно изображение архангелов в императорских одеждах и с символами императорской власти (скипетр и держава). Это прямое отражение политических взглядов Рожера II, считавшего государственную власть приоритетной. Королевский трон в соборе расположен в приалтарной части (пресвитерии), т.к. король считался помазанником Божиим, достойным восседать среди духовенства. Эти же взгляды нашли отражение в знаменитых мозаиках Мартораны и Монреале, на которых сам Христос коронует Рожера II и Вильгельма II. Лица апостолов в нижних рядах обращены друг к другу, они как будто беседуют друг с другом.
Остальные мозаики храма более поздние по времени исполнения.



Хороши разнообразные орнаменты.



Мозаики Чефалу по своему исполнению и замыслу остаются византийским памятником, но дали толчок для развития сицилийской школы. Палатинская капелла, которая строилась одновременно с Чефалу, и собор Монреале, строившийся на 40 лет позже, несут на себе явный отпечаток Чефалу.
Вдоль площади Дуомо проходит центральная улица corso Ruggero.
Эмблема города: три рыбки - на одной из улиц.



На via Vittorio Emanuele, самой нижней улице старого города, находится средневековая прачечная. В начале XVI в. она была разрушена, но восстановлена в XVII в. и реставрирована в конце ХХ в.





В прачечной ряд емкостей типа ванн, которые наполняли проточной речной водой, стекающей из чугунных отверстий, часть их которых выполнены в форме львиных голов.









Пересекая маленькую пещеру, вода стекает в море. Сейчас вода, естественно, чистая, чего нельзя сказать о том, что было после стирки.



Поблизости находятся старинные хранилища с кувшинами для оливкового масла, вмурованными в сцементированный камень.



В старом городе на самом берегу моря находится ряд старинных домов местных рыбаков. Море часто затапливает их, причем уровень воды доходит до второго и даже третьего этажа. Однако жильцы, несмотря на предложения местных властей о переселении, не хотят покидать эти места. Дома очень интересные, с несимметричными окнами.



У подножия старого города раскинулся пляж: маленький пляж в старом порту, есть большой пляж белоснежного песка при выходе из старого города, а также великолепный пляж у нового порта.





Некоторые не хотят идти на пляж и отдыхают прямо на натеках лавы.



Город очень уютный. Хорош как для кратковременного знакомства с ним, так и для длительного отдыха.

Италия

Previous post Next post
Up