Не один раз то во френдленте, то в ленте френдов от френдов, то еще в каких-то загадочных ЖЖ-ответвлениях попадалось про этот самый загадочный газлайтинг, как его используют страшные манипуляторы и как надо спасаться. "Беги, Лола, беги"(С). Как из людей делают сумасшедших и подстерегает эта опасность прямо-таки на каждом шагу.
Вчера подвернулось сообщение о том, откуда взялся этот термин. Не явление, а именно термин, название. После фильма 1944 года "Газовый свет" производства США (которые параллельно производству фильмов на столь актуальную тематику в 1944 году по ходу дела еще и всех в Европе победили, мы ж помним)
"От названия фильма Gaslight образован в английском языке термин «газлайтинг». Это тип психологического насилия, состоящий в манипуляциях с целью посеять у индивида сомнения в действительности происходящего и в обоснованности собственного восприятия реальности. Под влиянием газлайтинга человек начинает видеть в себе сумасшедшего." - из Википедии.
Посмотрела фильм, прониклась и возникли вопросы.
- Явление-то это должно быть довольно редким. Вот правда, а ну-ка, попробуй вот так запросто здорового человека убедить в том, что он сумасшедший! Это ж целое искусство! Пусть сатанинское, но искусство же. И редкий типаж на это искусство оказывается способным.
- Далее: Даже если способности есть. У такого манипулятора обязательно должна быть цель! В фильме у главного злодея цель была ясная и очевидная - завладеть очень дорогостоящими драгоценными камнями, найти их и присвоить. И именно для этого ему понадобились все производимые им манипуляции над молодой женой. Он вообще именно ради этого на ней и женился-то. То есть и фильм, и само произведение, по которому фильм снимался - это прежде всего и в первую очередь криминальный сюжет. Без крупной и хорошей (для манипулятора, разумеется) цели даже сложно представить, что столько времени и усилий любой самый злостный и умелый манипулятор будет вкладывать в этот самый газлайтинг.
- Третье: Про жертву. Жертва совершенно точно должна быть а)эмоциональна б)внушаема в)извиняюсь, глупа. Еще лучше, если что-то употребляет.
Вот как? Как можно было регулярное совпадение сразу трех фактов: уход мужа из дома, уменьшение света в газовом светильнике и шорохи на верхнем этаже дома не связать в одну простую и понятную цепочку? Как можно было это воспринимать как доказательство собственной неадекватности и сумасшествия? Разве для того, чтобы заподозрить в этом неладное, непременно надо было иметь оксфордское образование? А переспрашивать у тугой на ухо прислуги, слышит ли та шорохи наверху? А, не слышит... Ну да, раз полуглухая шорохов не слышит, значит неглухой они показались, натюрлих. )
Ну, да ладно, ясно что здесь свои законы литературы/кинематографа.
Но почему нынче этот самый газлайтинг зачастую подается как опасность, подстерегающая человека (причем в основном женщин) буквально на каждом шагу? И даже никакой цели при этом в рассказах о газлайтинге порою не приводится.
Вот что стало не понятно мне в результате.