Вот выбираем для детей и котов игрушки и книжки, как того требует праздничный момент..
Детская книжка всегда была для меня загадкой. Я за всю свою жизнь ни разу не смогла написать рассказа для детей. Пробовала - выходило что-то неудобное, скорее, для стариков-паралитиков, чем для нормального ребенка. В чем же рецепт приготовления этих книжек?
Помню, в детстве очень увлекалась «Маленькими женщинами» Олькотт. Года два тому назад попалась мне в руки эта книжка. Какой ужас! Больше двух страниц этой тягучей канители не смогла одолеть. Фабулы почти никакой. Рассказ топчется на одном месте, и место это прескучное. Девочки разглаживают платья, причесываются, завтракают. Ведь любила же я эту книжку, зачитывалась. В чем тут дело? Помню, еще был у меня «Робинзон в русском лесу». Какая нудная штука, а как нравилась!
Ведь такую нудную штуку по специальному заказу за крупное вознаграждение и то не выдумать. Против воли веселее выйдет. И странно дело. Существуют специальные писатели для детей. Те для взрослых писать уже не могут. Это какой-то специальный талант. Подделка и притворство здесь не помогут.
Когда-то в Петербурге две умные женщины Н.Манасеина и П.Соловьева (Аллегро) задумали издавать детский журнал «Тропинка». Просуществовал он недолго. Знакомая учительница рассказывала, что дети в школе говорили ей:
- Ты нам эти книжки больше не давай. Пожалуйста, не давай!
А идиотское «Задушевное Слово» шло хорошо.
Многие книги, которые считаются за детские, были написаны совершенно не для детей. Чудесные, бессмертные сказки Андерсена написаны были для взрослых, даже для очень взрослых - для умных. Вальтер Скотт, Бульвер, Фенимор Купер, Эберс - были бы страшно оскорблены, если бы узнали, что их считают писателями для юношества. Они писали от всей души самые настоящие романы. «Гулливер» попал в детские книжки. «Тысяча одна ночь» тоже. С таким же успехом можно было бы состряпать детскую книжку и из «Декамерона».
Поэтому думаю так: хорошие книжки для детей писались авторами вовсе не для детей, а вдохновенно и от души, а только вышли-то они для детей. Когда же писатель задается целью написать специальную вещь, которая должна понравиться ребенку - результаты получаются неважные. Когда пишут для детей умилительные рассказики о детях - им это совсем не забавно и не умилительно. Взрослому смешно, когда рассказывают, как Пуся пеленает кошку, или Тютя кормит куклу папиными часами, а живой Пусе и живой Тюте это кажется самым простым протокольным перечнем скучных повседневных забот.
Из книги для маленьких детей незабвенный Степка-Растрепка, Маша-Разиня, Гаша-долги-руки остались непревзойденными. Чудесные были книжки и по рисункам, и по тексту.
Книжки для детей безграмотного возраста составляются очень глупо. Нарисовано яблоко, под яблоком лошадь, под лошадью лампа. Чем руководствуются составители, Бог их знает. Такие книжки в руках глупой няньки - лучший руководитель, чтобы сделать ребенка идиотом.
Боренька прижимается носом к книжке и долго сопит. Когда он поднимает голову, то видно, что он и книжка обменялись друг с другом любезностями: на книжке мокрое пятно, на Боренькином носу - следы зеленой и красной краски.
Боренька сопит на лошадку. Мудрено ли, что впоследствии из него выходит идиот с безудержным желанием целоваться.
[ Читать дальше.. ]Но нянька, о которой я вам сейчас рассказала, прямо гений педагогики, в сравнении с большинством других. Она узнает изображенные предметы и только требует пылкого перед ними преклонения.
Я видел няньку, которая тыкала пальцем в нарисованного жеребенка и приговаривала:
- Ишь какая тетка сидит!
Дети смотрели круглыми глазами на нянькин корявый палец и, верно с горечью, думали о том, как еще несовершенно человеческое искусство...