Как у нас учат

Jul 30, 2025 12:01



В печати уже было кем-то замечено, что российский интеллигент, покинув школьную скамью, прерывает всякую связь с книгой; его уже, в огромном большинстве случаев, не интересуют не только новые книги, но и старые классики...


Для того, чтобы признаться в обществе, что читаете «Войну и мир» или «Дворянское гнездо», необходимо гражданское мужество, ибо вас осмеют, забросают ядовитыми насмешечками:

«Как, вы еще не читали этого? Помилуйте, да это в первом классе гимназии читается!»

В лучшем случае на вас глянут как на чудака, вздумавшего перечитывать «старьё», о котором давно уже забыто, после окончания гимназии.

Ваши доказательства, что необходимо читать корифеев литературы, что в зрелом возрасте гораздо лучше можно оценить прелести классического произведения, что на школьной скамье авторы читаются без достаточной внимательности, часто отрывками, сколько полагается учебными программами, не выходя из узких пределов последних, все-таки не убеждают дипломированных оппонентов. От этого отношения к литературе, а также и к науке, ибо почти все вышесказанное можно применить и к последней, преобладает нередко среди нашей интеллигенции верхоглядство, шаблонность, пустозвонные фразы и отсутствие серьезного внутреннего содержания.

Что же причина этого грустного явления? Нам думается, что повинны в этом наши школы - в них главным образом зарождаются задатки верхоглядства, которые затем расцветут пышным цветом…

За примерами не будем далеко ходить. Недавно ученицам VIII класса елецкой женской гимназии задана была для сочинения тема: «Воспитание характера и значение его в общей системе нравственного воспитания» - тема, как видите, весьма глубокомысленная, чуть-чуть не философская. Для того, чтобы что-нибудь написать на неё, необходимо познакомиться с соответственными сочинениями - рекомендованы: Ушинский «Человек как пример воспитания» (2 т.), Кейрат «Характер и нравственное воспитание», П. Каптерев «Педагогическая психология» и т.д. - все книги солидных размеров, серьезного научного содержания и весьма полезные; но на сочинение дано сроку всего неделя.

Ясное дело, что в такое короткое время можно познакомиться лишь с заглавием книги и ни одну из них невозможно прочесть сколько-нибудь основательно, потому что, кроме этого, есть другие уроки, отнимающие также массу времени. Перелистуют книжки, возьмут несколько попавшихся наудачу фраз, выражений и определений - и дело кончается.

[ И про самое важное.. ]Таким-то образом приучаются к верхоглядству, и привычка эта настолько вкореняется, что почти невозможно потом отстать от нее, и сверх того, она вселяет отвращение к книге, ибо нет никакой охоты читать то, что кажется «скучным». Не весело ведь перелистывать книгу с единственной целью получить «3» или «4» у строгого учителя.

© «Орловский вестник», №290, 1898 год.


[ Важное замечание и кнопки.. ]

как это было, #Россия, школа, Орёл, #история, интересное, СМИ, будь здоров!, как жить дальше?, истории из жизни, #СМИ, Россия во мгле, здоровье, образование

Previous post Next post
Up