Сколь бы богоборческой ни казалась Советская власть, но все время её существования были открыты храмы, продолжалась, не угасая, церковная жизнь. Не вижу никакой причины говорить о тысячелетии христианства в России, отчего-то вырезая 70 советских лет. А чего, все службы и все молитвы этих 70 лет уже не считаются? Они, между прочим, не подпольно проходили в основном, а вполне себе открыто. Власти в церковь не ходили? Ну, по грехам воздастся им. Однако как можно великое старание тысяч русских священников советского периода сбрасывать со счетов?
Советскую власть не пошатнули ни восстановление патриаршества при Ленине, ни повторное восстановление при Сталине, ни восстановление тысяч храмов, ни постройка новых, ни празднование на всю страну, на весь мир тысячелетия принятия христианства. Вера наша не прервалась, она длилась все эти 70 лет. Ниточка эта тянулась, она не была надорвана.
Но отчего же мы выбрали сегодня, как мне кажется, позицию близкую не столько патриарху Сергию или патриарху Пимену, а позицию, скорей, близкую архиепископу Серафиму (Лукьянову), управлявшему Западноевропейской епархией РПЦЗ в 40-е годы, автору воззвания «К верным сынам России».
«Да погибнет дьявольская шайка злодеев, распявшая Россию, - писал архиепископ из оккупированной фашистами Франции. - Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот. Да воссияет на родной земле и во всей вселенной крест Христов… Да здравствует великая национальная Россия». Так он писал. С одной только поправкой надо это воспринимать: так он приветствовал поход Гитлера на Советскую Россию, такими словами.
Отчего же слова, скажем, патриарха Пимена о советской власти нынче категорически не цитируются и не вспоминаются, а про сатанинскую власть и красную бесовскую тряпку, про серп и молот бесовской - повторяются на чистом глазу? Мне все это не очень понятно.
[ Осторожно, личное не толерантное мнение! ]По мне, если и что-то именовать ересью, - так это отказ от выстраданной и вымоленной симфонии советского государства и православной церкви в XX веке. Симфонии единства, которое все-таки состоялось. Ересь - обмен этой симфонии на попытку создания нового оголтелого противостояния с бесконечным пересчетом обид, нанесенных советской властью церкви, несусветными оскорблениями в адрес вождей русского, между прочим, народа и настойчивым требованием массового покаяния от россиян, вообще говоря, нисколько не повинных ни в отречении царя, ни во всех последующих событиях.
Ересь в отказе осмыслять социальное или политическое зло, в том числе и сегодняшнее, пути борьбы с этим злом - ибо капитализм уже явил свою сатанинскую сущность, она зрима. Ибо антисоветчина и фашизм снова идут плечом к плечу, и цель этого наступления снова Россия.