Ученые всегда стремятся всё классифицировать. Будь то химические элементы, природные взаимодействия, языки народов мира или животные. А сейчас, когда ученые сидят дома и, как и все другие люди, читают в Интернете всё, что угодно, они решили классифицировать фейки о коронавирусе.
И оказалось, что есть шесть разновидностей фейков разной степени социальной опасности. Во-первых, псевдомедицинские советы. Во-вторых, всякого рода народные рецепты. Не знаю, честно говоря, в чем отличие, но спорить с учеными как-то не хочется.
В-третьих - и это одна из самых опасных разновидностей фейков - всякого рода алармистские предупреждения о том, что грядет катастрофа.
В-четвертых - страшные истории от первого лица. Причем ученые отмечают, что сами истории могут быть вполне достоверными в первоисточнике. Но, распространяясь по социальным сетям, они обрастают кошмарными подробностями.
Пятая категория совсем злонамеренная - это подделка официальных документов. Именно такими вещами обычно занимаются люди, по которым уголовные дела плачут.
И шестая категория фейков - это рассказы о происхождении вируса. Все вот эти вот истории о том, о чем я рассказывать в эфире вам не могу, потому что буквально третьего дня Следственный комитет на одного такого рассказчика уголовное дело завел.
В своем исследовании, которое каждый любопытный человек может найти в Интернете по запросу «энциклопедия фейков» ученые приводят много примеров, многие из которых вы и так уже знаете. Но один из этих примеров меня, человека, сидящего в социальных сетях с утра до ночи, совершенно потряс.
Это, внимание, фальшивое стихотворение, еще раз внимание, Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин.
В нем нет ничего фаталистического, как раз наоборот - это стихотворение о том, что всё непременно закончится и все соберутся за одним большим столом и вместе встретят новую жизнь.
Вот только Пушкин такого стихотворения не писал. А написал его, как выясняется, блогер из Казахстана. Который поздравлял своих соотечественников с традиционным для тюркской культуры праздником весны. А потом какой-то умник приписал в конце стихотворения имя Пушкина - и пошло-поехало. Огромная страна без всякого сопротивления поверила в то, что Пушкин действительно такое писал и начала радостно репостить стихотворение друг другу.
И вот что интересно. Никто ничего плохого вроде бы не хотел. Ни автор стихотворения, ни доброхот, приписавший к нему имя Пушкина. Ни те люди, которые пересылали друг другу ободряющий текст. Более того - ничего плохого и не произошло. Ну, кроме того, что Пушкину приписали сомнительного для его гения качества стихотворение.
Но ученые все равно относят это в своей классификации к фейкам.
И, мне кажется, что до составления классификации хорошо бы было уточнить само это понятие - фейк.
А то, не дай бог, и сам Пушкин когда-нибудь под него попадет.