В защиту маршала. Часть 5. Оптимистическая трагедия.

Oct 28, 2022 15:36


[Предупреждение]Для начала следует определиться, что всё написанное мной, это именно мое мнение. Если я дурак, или вам кажется, что я не владею материалом, то я не стану вас переубеждать. Вполне возможно, что вы правы. Со своей стороны, с удовольствием прочту любые замечания по поводу моего «творчества». Заранее прошу прощения, грамотность у меня может хромать.

Итак. Читаю материалы серп и молот - LiveJournal. Считаю, что публикуемые материалы о РККА и боевых действиях в 1941 году содержат много верного и интересного. Рекомендую всем ознакомится с написанным Балаевым П.Г.

Пожалуй единственное значимое расхождение с автором, у меня во взгляде на роль в событиях маршала Шапошникова.

Так уж вышло, что «спокойная полоса» для всего южного направления и ЮЗФ в частности кончилась.

Предыдущая часть. Следующая часть.

Стало ли это полной неожиданностью? Напомню, что в директиве 001084 говорилось о возможных планах противника:

Создавая из Правобережной Украины плацдарм для дальнейшего наступления, противник, по-видимому, поведет его:

а) в обход Киев с севера и юга с целью овладения Киевом и выхода в район Чернигов, Конотоп, Пирятин, Черкассы;

б) в направлении Кременчуг, Полтава, Харьков;

в) с фронта Кременчуг, Николаев на восток для захвата Донбасса и Северного Кавказа;

г) на Крым и Одессу.



Что делают немцы? Да примерно тоже и делают. Создают плацдарм на юге у Кременчуга, и действуя против ЮЗФ теснят его в районе Чернигова. Т.е. Ставка не ошиблась в прогнозе. Раз нет неожиданности, то наверное руководство ЮЗФ может и само реагировать на развитие ситуации?

Что в директиве предполагалось делать в ответ? Выделить резервы из состава фронта, и пополнять насколько возможно части на фронте. Из переписки Генштаба с командованием ЮЗФ и Будённым ясно, что войск мало, и они растянуты. Однако напомню, что части Южного направления были изначально больше развёрнутых северней, и понесли меньшие потери. Проблема с резервами и растянутым фронтом частей, это общий момент, а не исключительная боль южного направления. На севере и в центре проблема носит ещё более острый характер. Именно туда идёт основной поток пополнения в существующие части. Там самая тяжёлая обстановка, и сейчас решается судьба войны.

Смирившись с растянутостью фронта, Ворошилов собрал под Сольцами,  резервы и силы фронта в кулак, и нанёс удар. Он смог разбить и отбросить на более чем 40км ударные части наступающей на Ленинград ГА Север. Используя свое превосходство в численности, немцы смело растягивали фронт, обходя любые укреплённые позиции. Удар Ворошилова сразу кардинально изменил ситуацию. Теперь уже РККА может, имея кулак на фланге растянутого немецкого фронта, смотать его ударом во фланг как ленту.

Фронт растянут, мобильные части разбиты, быстро собрать кулак не выйдет. Это грозит полным поражением. Разбив немцев в Прибалтике Ворошилов двинется на юг и запад, и провернёт тоже самое с ГА Центр, а там уже и до Юга дело дойдёт. Это грозит поражением не в кампании, а в войне. Немцы реагируют моментально. Тут же Манштейну из под Смоленска из состава ГА Центр дают армейский корпус и часть танковой группы. В итоге, сил у него становится больше, чем было до разгрома. Гениальный полководец, конечно. Потерял армию? Получите новую вместо потерянной! Так конечно можно воевать. Всё что смог сделать гений, это взять войск у соседа. Играть имея даже трёхкратное превосходство против «слесаря» Ворошилова у него не получалось. Только когда превосходство было больше, то начинал сиять гений Манштейна.

Чуда не произошло, подошедшие к немцам части решают проблему на Ленинградском направлении. Перед понёсшими потери советскими армиями, встают новые противники, ещё более грозные. Но своё дело контрудар под Сольцами сделал. Уехавшие на север к Манштейну части ослабили Смоленскую группировку немцев. Теперь у неё не выходит растягивать фронт, и обходить наши части. Приходится пробивать, прогрызать, продираться через оборону наших частей. Немцев не спасает даже малочисленность наших войск. С трудом им удаётся создать локальное окружение советских войск, но уничтожить окружённых, уже не хватает сил. РККА медленно отходит, принимая в свои ряды, выходящие из окружения части. Наконец немцам приходится играть по чужим правилам. Буквально ступая по трупам своих солдат, Вермахт оттесняет советские войска в районе «Смоленских ворот». Но на календаре немцев ждёт неприятный сюрприз.

На дворе август, и прошло уже два месяца с начала войны, как раз столько требуется, что бы из кадрированных частей развернуть боеспособные соединения. Конечно лучше, иметь побольше времени, но тут уж как придётся. Два месяца, это минимум. На встречу Титанику немецкого наступления встаёт замаячил айсберг. За спиной у Смоленска уже встают Резервный и Брянский фронты. В их составе свежие части, которые не разбазарили. Резервный фронт заслоняет Москву. Брянский фронт (БрФ) готовится принять в свой состав армии Центрального. Это позволит частично решить их проблемы со снабжением и руководством. Но самое главное, не даст немцам обойти Москву. На южном фланге БрФ накапливают бронетехнику. Нужно направить удар Вермахта туда, где всё готовится к их встрече.

Главное в этот момент,  что бы немцы не свернули в сторону, а по стопам Наполеона пёрли вперёд. То что готовится им, это сродни тому, что позже зимой произойдёт под Москвой. Вымотать, лишить резервов, и в решающий момент нанести ответный удар. Фирменный стиль РККА, который в той или иной форме, будем встречать всю войну. Ситуация конечно очень непростая, и тут происходит то, что уже было в Финскую войну. Красная армия совершает, чего от неё не ожидали даже свои. Армия наносит Вермахту такие потери, что у немцев сдают нервы.

Разбить русских за два месяца не вышло. СССР не распался. Кавказ и его нефть не упали сами в руки победителей. В такой ситуации всё более ясно перед немцами встаёт реальность долгой войны. На Кавказ придётся прогуляться ножками и с боями. Немцы начинают задумываться, а зачем это русские так обороняют Украину? Хлеб, металл, нефть. Всё то, что было не так важно для короткой войны на пару месяцев, это терерь до зарезу нужно, при угрозе затяжной войны. Принято решение, что наступать на Москву сейчас невозможно. Титаник застопорил ход.

С севера гений Манштейн занят проблемами. На Юге Будённый прекратил откат армий, и тянет время. Он страхует руководство ЮФ и ЮЗФ, не давая им совершать слишком уж больших ошибок. В центре немцев выматывают, и направляют на Резервный фронт. Того, что немцы сделали, мы от них не ожидали.

Ну скажите, кто так делает? Сначала, дурацкая ставка, что удастся поймать ВСЮ Красную армию на границе в мешок. Бывает. Прокол, неудачное решение. Немцы делают новую ставку на стремительное взятие нашей столицы. Одним ударом отправить управление страной в нокаут. И тут же добровольно отказываются от наступления на Москву! И всё это, имея перед собой слабого противника? Прокол за проколом у противника?

Сначала растягиваются в Прибалтике, подставившись под удар. Ворошилов бъёт немецкую мотопехоту в колоннах. Со страху, против него отправляют избыточные силы Манштейну. Раздёргивают Смоленскую группировку до неспособности решать задачи! Несут неожиданные, высокие потери и под Смоленском. Да не бывает такого везения.

Немцы же плывут по течению, пытаясь перековать «здраду у перамогу». Следуют вынужденные решения немцев, смысл которых нашему командованию оказался непонятен. Силы взятые из ГА Центр в помощь Манштейну, не возвращают назад. Они продолжают наступление на Ленинград.  Немцы отчаиваются добиться успеха в центре, имеющимися силами. Поэтому, разворачивают оставшуюся здесь танковую группу на Юг. Новый план таков: своим ходом пройти вдоль войск Брянского фронта, и ударить на Киев-Донбас. Этого не ждали у нас вдвойне. У немцев едва-едва «решена» проблема с заменой, выработавших моторесурс танковых двигателей, а тут такой Париж-Дакар? В Ставке думали, что как все нормальные люди немцы будут осуществлять стратегические перевозки по ЖД. Раз не везут танки по железке на Украину, значит планируют воевать тем, что есть. Слабый Центральный фронт стал жертвой потому, что остальные выглядели слишком страшно. Такого накала идиотизма от немцев у нас не ожидали. Кто так воюет? Без плана и цели, куда ветер подует?

Немцы решают тянуть на юг целую ТГ вдоль Брянского фронта (БрФ). Скажите, что придёт вам в голову на месте Ставки? Самое очевидное, что это очередной гениальный обход Смоленска. Значит, нужно позаботится, что бы противник не обошёл войска БрФ. Имеется ещё Центральный фронт. Его конечно нужно отводить. Войск там не так уж много, но и те снабжаются недостаточно. Кроме того, есть шанс, что действия немцев направлены против Полесья. Это логично. Желая наступать на Москву, нужно обеспечить свой тыл, над которым нависает этот самый Центральный фронт.

Очевидно, что нужно поручить БрФ, внимательно следить за противником. Дать ему подвижные резервы на южный фланг. Центральный фронт по возможности быстрее отводить за Днепр. Он уже исчерпал свою полезность, и назрело его поглощение Брянским. Немцев больше не нужно сдерживать, и хватать за шкирку кавалерийскими рейдами. ЮЗФ тоже должен убирать свой северный фланг. 5я армия ЮЗФ должна отходить в локтевой связке с Центральным фронтом. Пора направить Вермахт на стену Резервного фронта. Что бы немцы пёрли с разгона, без резервов, с гарантией. Ставка готовится нанести поражение немцам под Москвой.

В этой обстановке, наиболее важными становится, что бы на юге не произошло быстрого отхода, как в приграничном сражении. Силы немцев на юге позволяют ожидать от них один сильный удар подвижными частями. Значит, для его парирования или замедления, нужно выделить резерв. Ставка именно это требует от фронтов. Но Украина не Прибалтика, чисто териториально она больше. Быстро маневрировать пехотой не получится, расстояния не те. Если Ворошилов мог смело использовать пехоту, и успевал вернуть её в случае форсмажора, то тут такое не годилось.

Ставка и Будённый, так и не пришли к мнению, возможно ли накопить резервы. Ставка, продолжает от фронтов требовать создания резервных групп. Непосредственно контроль за исполнением директив, это работа Генштаба. КН борется с этим, указывая Генштабу, что предлагаемые им меры ослабляют фронт. Есть конфликт, но нет интриги. Бодание мнений, когда хороших решений нет.

Генштаб ищет варианты, КН их бракует, но своих не предлагает. Учитывая, что Будённый наверняка в курсе общей обстановки, его требования о пополнениях носят не такой уж драматический характер. Куда идут резервы он должен быть в курсе. В текстах его телеграмм нет упоминания, что его обделяют резервами в пользу других фронтов. Есть напоминание, что у него тоже не курорт. Ставка (возможно с подачи Генштаба) считает важным иметь резервы. Пусть это даже идёт в ущерб устойчивости фронта. Резервы должны блокировать прорывы. В этом, она видит залог того, что фронт в случае чего будет медленно пятиться, а не бежать. Тем более, в тылу готовятся новые рубежи обороны по рекам. Готовятся буквально с момента создания КН, и   Ставка учитывает это.

Будённый же считает, что если фронт устоит, то резервы в таком количестве будут не нужны. Его мнение, опасно вообще позволять порваться фронту. Плюс, на общую картину накладывается поведение командования фронтов. Оно на ЮЗФ занимает какую то странную позицию. Примыкая то к КН, то ведя за спиной КН переписку с Генштабом, Кирпонос пытается, то строить из себя независимого начальника, то снимает с себя отвественность, за что либо. Кроме того, мне видится в действиях командира ЮЗФ обида. Он явно считает свои действия верными, и присмотр за собой Будённого, востпринимает как недоверие. Это раздражает его, и он максимально пытается избавится от контроля КН.

Перемещения немцев создают у Ставки мнение, что немцы зачищают тылы на Полесье, и/или готовятся к обходу Смоленска через Брянский фронт. Центральный фронт отводят, что бы  закрыть разрыв между Брянским и ЮЗФ. Уже назрело решение слить два фронта в один. При таком раскладе стык ЮЗФ и Нового брянского фронта будет прикрыт р. Днепр или при плохом раскладе р. Десна. Влить часть ЦФ в ЮЗФ не разумно. ЮЗФ и так не справляется с руководством. Его 5-я армия фактически воюет сама по себе. Пока ЦФ отходит, его нельзя реорганизовывать. Это превратит неразбериху в полный бардак. Только выведя ЦФ к каким либо рубежам, можно влить его части в состав соседей.

В этой ситуации Будённый верно видит, что наши части на Полесье подчинены разным фронтам, и не могут хорошо координировать свои действия. Нужно, что бы они действовали под единым командованием, но назначить на такую должность некого. Управление ЦФ, это по-просту бывший штаб 4-й армии ОЗВО. Выполнять указания Ставки они более-менее могут. Однако, действовать по обстановке у них получается не слишком успешно. Так же как и ЮЗФ двумя месяцами ранее, ЦФ не справляется с задачей организованного отвода частей. Запасных Будённых, Ворошиловых и Тимошенко что бы послать их на ЦФ у Ставки нет. ЦФ отходит как получается, а не как задуманно.

ТГ немцев идёт на юг. Её «тормозят» БрФ и «Группа Ерёменко», созданная на его южном фланге. Немецкая ТГ выходит в район г. Бахмач. Время на исходе. Ставка не понимает до конца, что делают немцы. Она требует от ЮЗФ прояснения обстановки, и всё ещё доверяет способности ЦФ отвести войска. (Будённый не питает этих иллюзий). Даже если войска ЦФ отрезаны от БрФ, они ещё могут влится в ЮЗФ, что с точки зрения Ставки тоже вариант. Связь с частями 5-й армии ЮЗФ и частями ЦФ плохая. Управлять ими из Ставки практически невозможно. Да и сам Будённый не пытается решать вопросы с ЦФ. По факту Ставка не в курсе, какие и где части сейчас находятся. Ставка вполне может ожидать, что в районе Бахмача действуют не части новой ТГ, а что то прошедшее в стык ЦФ и ЮЗФ. Тем более, что весь манёвр немцев, это идиотизм в чистом виде, по крайней мере, в рамках логики «похода на Москву». ТГ не может пробить БрФ, и не пытается. Быстро проскочить мимо группы Ерёменко, тоже невозможно. Так что они там делают? Хотят съесть ЦФ? Хорошо! Мы его и так отводим.

Как мы помним, именно неверный анализ данных авиаразведки уже приводил ЮЗФ к сложной ситуации. Ставка помня это, пытается прояснить ситуацию, требует от ЮЗФ объяснения причин принятых решений. Делайте, что хотите, только объясните нам что и почему?! Такова позиция Ставки, которую проводит Генштаб. От ЮЗФ требуют данных разведки. Кроме того, перепроверяют их авиаразведку сами. В этой ситуации командование ЮЗФ собачится с Генштабом, но это мелочи. Можно разбирать этот срачь по косточкам. Это уже сделали другие, и я не буду набивать текст копируя документы к себе. Проблема не в споре. И я считаю документы нам не помогут в понимании происходящего.

Проблема в другом. КН создано для координации фронтов, но ЮЗФ не желает координироваться. Вместо позиции, у меня есть начальник. Это Будённый. Все сомнительные приказы через него, Кирпонос собачится с Генштабом. Похоже последней каплей является напоминание про данные авиаразведки, т.е. напоминание о проколе. Наступили на больную мозоль.

В прошлый раз ЮЗФ облажался с разведкой, и его пришлось спасать Будённому! Так не дурит ли Кирпонос в этот раз? Если бы Кирпонос просто перевёл стрелки на Будённого, вот вам мой начальник, с ним решайте! Всё бы разрешилось бы сравнительно быстро. Кирпонос же начинает рваться в Киев в стиле: «Я не трус, мне не слабо». Этого от него не требуют. От него требуют сделать что-то с северным флангом его фронта. Но вот этого он как раз и не делает.

По факту он не действует сам, но и не требует приказов своего начальства - Будённого. Он делает всё, что бы спрятаться от Семёна Михайловича. Что это за танцы? Что за обидки? Когда стало ясно, какой немцы выкинули фокус, уже было поздно. Нужно было играть в том составе, что уже сложился. Реорганизации армий и фронтов уже были невозможны. ЦФ развалился, и его приняли в себя соседи в явочном порядке. Упорядоченно это сделать не вышло.

Что Кирпонос делал дальше? Да видимо, просто плыл по инерции. Устроив войну писем, не командуя по сути войсками, он подставил Будённого. При любом раскладе Семёну Михайловичу задали бы вопрос про утрату контроля над войсками ЮЗФ. После всего Кирпоносу нельзя было бросить войска в котле, но выходить из котла ему было нельзя. Если бы при личной встрече, Будённый его не зарубил бы, это было бы чудо господне. Вот комфронта и катался по Украине на броневичке туда-сюда, и погиб. Врядли он мог поступить хуже. Даже глупое командование не причиняет столько вреда сколько отсутствие оного.

Важным моментом во всей этой истории служит «снятие Будённого с поста Командующего южным направлением». Почему в кавычках? Я считаю, что это в корне неверная интерпретация. Когда стало ясно, что немцы сделали невероятное, разменяли возможность выиграть войну, в обмен на захват Киева. Стало ясно, что прежний план разбить противника рухнул. Немцы снова «сменили планы». Нужно было действовать в новом ключе.

Очевидно, что Вермахт понёс такие потери, что его руководство решает взять паузу, и попробовать снова сыграть в «окружение у границы». Пополнится и начать с чистого листа. Только теперь с линии фронта. Поймать немцев в момент уязвимости не удалось. Это означало войну в очень долгую. По новому раставлялись приоритеты. Становилось ясно, что в первую очередь нужны резервы, и работающая как часы промышленность. Шансов, обыграть немцев просто за счёт оперативного мастерства не оставалось. Новые приоритеты означали, что нужно по возможности быстро перегрупировать кадры. На юг, где уже всё стало тяжело, но ясно, едет Тимошенко. Это работа для него. Справился со Смоленским кризисом, сможет и тут. Будённый же нужен для другой работы, более важной. Нужно готовить резервы, нужно довести РККА на Западном ТВД хотябы до 5 млн. Не сделаешь это, хана. К тому же нужно снова начинать строить новые планы. Будённый едет готовить оборону Москвы. Тратить его время на Украине нерационально. Войну не получилось выиграть малой кровь, и могучим ударом. Начинается война на истощение, то что ожидали, но пытались предотвратить. Советское правительство заботилось о гражданах, и не горело желанием, перемалывать их в мясорубках новых Верденов тотальной войны. Но обстоятельства не позволили малой кровью...

Previous post Next post
Up