Моя борьба с интернет-провайдерами. Это, безусловно предвзятый взгляд с одной стороны линии фронта. Но что поделаешь, мы всегда вынуждены быть либо с той, либо с другой стороны.
Как известно, идеальных интернет-провайдеров не бывает. Тем не менее, менять их как перчатки, в силу собственных консервативных взглядов и работы через интернет, как-то не очень хочется.
Поэтому опыт борьбы у меня набирался очень постепенно.
Первым моим проводным провайдером в Новокузнецке были Сибирские сети. Поначалу они работали хорошо, но потом в "консерватории" что-то испортилось. Мой попытки обращений в тех. поддержку особого эффекта не имели, но я терпел и надеялся на лучшее. Это был первый звоночек.
Как раз в то время мы разменяли нашу квартиру в Новокузнецке на меньшую и купили сыну квартиру в Бердске. Ну и при переезде в новое жилье, раз уж с Сибирскими сетями не сложилось, я сразу подключился к МТС. Разрывая договор с сибиряками, слегка с ними поскандалил из-за остатков на счете и списания средств за время неиспользование услуги.
Как же хорошо тогда работал МТС! Первые примерно три года. Потому у них что-то испортилось, я обратился в тех. поддержку, но тех. поддержка почему-то очень долго не могла никак исправить ситуацию. У меня сложилось впечатление, что у них где-то на узле вышло из строя какое-то дорогое оборудование, и они всё никак не могли его поменять.
А тут мне еще приспичило заиметь "белый" IP, который в Новокузнецке МТС предоставить не могло... Ну и недолго думая, я подключился снова к Сибирским сетям.
И, на удивление, Сибирские сети работали хорошо. ) То есть у меня уже начала в голове складываться некоторая тенденция. Кстати, удобно оказалось то, что они фактически восстановили старый договор, меньше было бюрократической волокиты.
Потом пришла пора переезжать в Новосибирск. Естественно, в новой квартире был нужен интернет. Какого же провайдера выбрать? Как оказалось, в то время в нашем доме реально работало лишь два провайдера: Сибирские сети и Ростелеком. Как думаете, кого же я выбрал?
Да, все верно, Сибирские сети. И тому было две причины.
Первая: у меня к Ростелекому еще с советских/постсоветских времен сложилось крайне негативное впечатление. В те времена он был монополистом с совершенно конскими ценами и скотским отношением к клиентам. В силу чего подключатся к нему не очень хотелось. Плюс странные тарифы с не менее странным (и дорогим) оборудованием. И вторая: предыдущий владелец квартиры пользовался услугами от Сибирских сетей, поэтому уже имелся готовый ввод в квартиру витой пары.
Правда, организационно подключение прошло не так легко, как мне мечталось. Выяснилось, что хоть провайдер в Новосибирской и Кемеровской области один по названию, но юр. лица разные. Поэтому просто перенести точку подключения на другой адрес было нельзя, как и тариф, потому что тарифы тоже разные. А тариф у меня был в Новокузнецке очень неплохой. Я, честно говоря, не очень понял, как я его получил... Вроде как там у них были несерьезные косяки по связи, на которые я им жаловался, заодно рассказывая по предложения конкурентов. И они мне дали какой-то спец. тариф, по которому я платил 250 р/мес. за канал 100 Мибит/с.
Естественно, такого чуда в Новосибирске не было даже и рядом, поэтому я подключился за 400 р/мес. к такому же каналу. В прошлому году они подняли цену до 600 р/мес., дав мне скидку, как постоянному клиенту, в результате до последнего времени я платил им 500 р/мес.
Ну так вот... Буквально через пару месяцев после подключения с интернетом начались серьезные такие перебои. Связь фактически пропадала на несколько часов.
И дальше началась настоящая борьба, никогда еще с таким не сталкивался раньше. Сначала мне надо было пробиться сквозь три линии обороны тех. поддержки Сибирских сетей, пока наконец-то моей проблемой занялись реальные админы. Но мои жалобы никак не подвигли их к действиям, ссылки на ping и tracert и результаты их работы вообще не вызвали никакой реакции.
Так как проблема была плавающая и возникала в случайные моменты времени, то они потребовали установить специальную программку для логирования доступа к интернет в течение дня. Фактически эта программка регулярно запускала tracert. Самая засада была в том, что программка была импортная и платная. Правда, базовый режим допускал ознакомительный бесплатный период в несколько недель. И за время ознакомительного периода пользоваться ей было достаточно удобно. Однако потом ознакомительный режим протух, тем не менее логи писать было все еще можно, а вот понимать что происходит, было уже не очень удобно, так как пользовательский интерфейс авторы программы обрезали по самое немогу.
Вообще дикость, конечно. Это как если бы вы вызвали электрика, а он бы потребовал от вас сначала самостоятельно измерить параметры электрической сети и пока вы их ему не сообщите, он бы ничего делать не стал. Так и здесь. Я точно знаю, что при желании админы могли бы со своей стороны запустить мониторинг моего порта, точнее, всей цепочки переходов, а не заставлять меня ставить какую-то левую программу на свой компьютер.
Но, тем не менее, я её установил, дождался проблемы, записал логи и отправил админу. И только после этого он признал, что проблема есть. Думает, он начал что-то копать, разбираться, в каком месте их сети возникла проблема? Да как бы ни так!
Не поверите, но они вместо этого отправили ко мне линейного монтера! Нормальный, кстати, был парень, совершенно честно проверил все соединения от моего компа до домового коммутатора, обегав все подъезды и тех. этажи в доме. С кабелями оказалось все в порядке. ) Но никакого решения так и не было принято.
Так как интернет всё так же глючил и я продолжал им жаловаться, они отправили ко мне линейного монтера еще раз. ) Правда, второй раз бегать по всему дому он не стал, сказал, что проблема, очевидно в оборудовании, тем более, что такая проблема есть не только у меня (!), поэтому он напишет заявку на замену домового коммутатора.
Через неделю коммутатор заменили. И интернет вроде бы наладился. В общем, на все про все ушло, наверное, больше месяца.
Вроде бы, потому что очень скоро я заметил, что интернет все так же пропадает, только случается это реже и на более короткий промежуток времени. Помятуя о той неистовой борьбе, которую мне пришлось испытать на следующем этапе, я решил больше с ними не связываться, тем более, что обрывы в рабочее время случались не часто и особо не мешали.
Но со временем они стали повторятся чаще, и где-то с февраля этого года уже стали иногда мешать и работе. Прошло чуть больше года, как я обращался в тех. поддержку Сибисрких сетей. В общем, скрипя сердцем, я решил помять провайдера и подключиться к Ростелекому. Надо сказать, что они существенно изменились к лучшему, но все же некоторые старые привычки у них все же еще остались.
Так как они используют малораспространенную технологию доступа на основе оптоволокна, то самые ходовые роутеры к ним подключить не получить. Приходится покупать или брать их оборудование в аренду. Я выбрал второй вариант, взяв самое простое оборудование, так называемую GPON-розетку. По названию это должен был бы быть просто медиа-конвертер, но по факту является достаточно продвинутым коммутатором на два клиентских порта без Wi-Fi, плюс еще туда же можно подключить телефон, если вам нужна такая услуга. Кстати, Wi-Fi на ростелекомовских роутерах так себе, не то что бы плохой, но и не сильно уж хороший.
Так вот, оператор Ростелекома под видом аренды впаял мне аренду плюс дополнительную гарантию на оборудование. А зачем мне расширенная гарантия, если я взял оборудование в аренду? Мелочь, конечно, но неприятно. В общем, выяснил я это уже после подключения, обратился в поддержку и попросил убрать гарантию плюс. Убрали на следующий день.
В результате у меня сейчас канал 200 МБит/с, за который я после льготного периода буду платить 480 р/мес (вместе с арендой оборудования и белым IP). Через несколько дней после подключения был звонок из службы оценки качества обслуживания Ростелекома, рассказал им всё как есть.
В общем, пока Ростелеком неплох, посмотрим, что будет дальше. Но есть и нюансы. Я при подключении хотел обойтись малой кровью. На моем роутере уже была настроена проброска портов, и мне не хотелось переносить её на GPON-розетку. Поэтому я включил её в режиме моста, и подключился в интернет через PPoE на моем домашнем маршрутизаторе.
Интернет появился, правда GPON-розетка выразила крайнее изумление, начав моргать индикатором, которым моргать не должна в случае нормальной работы. И проброска портов так и не заработала. Обращение в тех. поддержку ничего не дало (сработала 1-ая линия обороны от таких умников, как я).
Немного покопавшись, я пришел к выводу что мой роутер не умеет принимать по PPoE те настройки, что пытается ему передать оборудование Ростелекома. По крайней мере на нем появился один очень странный и глупый маршрут. Так что все же пришлось включить GPON-розетку в нормальном режиме и настроить на ней проброску портов. После чего все прекрасно заработало, а мой роутер сейчас работает просто в качестве точки доступа. На нем Wi-Fi получше будет, чем на том оборудовании, что предлагает Ростелеком, причем за более высокую цену.
Дальше было смешно с Сибирскими сетями. По телеграм 30 марта отправил им запрос на расторжение договора с 1 апреля. Так они мне перезвонили 1 апреля, настойчиво интересовались, что у меня за проблема и готовы были прямо сейчас проверить моё подключение. А что проверять, когда я от них уже отключил свое оборудование?
После чего настойчиво предлагали мне не разрывать договор, а взять добровольную блокировку на полгода. Я подумал и сказал, что лучше договор разорвать, а если уж приспичит, то я новый договор с ними заключу.
Оператор мне:
- Ну вы же тогда потеряете такой хороший тариф, - намекает что я плачу не 600, а "всего лишь" 500 р/мес.
- Вы это серьезно? У Ростелекома в два раза более быстрый канал, за который я даже плачу чуть меньше, чем на вашем замечательном тарифе.
- Ну, если Вы будете подключаться потом заново, то такой скидки уже не будет.
- Да? Ну ладно, значит, я просто не буду к вам подключаться. - про себя подумал: ага, напугали ежа голой жопою, но озвучивать, конечно, не стал.
- А мы Вам еще бонусы можем предоставить, Вы, если договор не будет разрывать, потом на бонусы целый месяц можете бесплатно интернетом пользоваться.
- Спасибо, но нет.
- Ой, ну мы Вам даже на три месяца бонусов дадим...
Примерно такой прошел диалог, но я был стоек и непреклонен. Конечно, вряд ли один абонент из десятков тысяч что-то изменит, но вся же в душе моей теплится надежда. Хотя бы на то, что в следующий раз ленивый/глупый админ Сибирских сетей все же немного подумает головой и помониторит сеть, вместо того, что бы отправлять бегать ногами несчастного линейного монтера. И проблемы у пользователей будут решаться оперативнее.
Ну и в конченом итоге у меня есть теперь план борьбы с провайдерами. Если интернет-провайдер не может решить вашу проблему в течение суток, не задумываясь меняйте провайдера. Расчет тут простой: вряд ли одновременно у двух провайдеров засбоило оборудование или уволились админы. Поэтому переход к другому провайдеру весьма вероятно решит ваши проблемы, причем скорее всего надолго. Вполне вероятно, что через несколько лет какое-нибудь горе случится и у нового провайдера, но за это время предыдущий скорее всего уже решит свои проблемы. Так что конкуренция рулит!
PS: я прекрасно понимаю, что с другой стороны линии фронта всё видится по-другому. Это тысячи недовольных, глупых и злобных клиентов, которые сами не очень понимают чего хотят, выдергивают провода, не умеют настраивать свое оборудование и так далее и тому подобное. И вообще, клиентов много, а админов - мало, на всех не хватает. Именно отсюда и три линии обороны тех. поддержки, и требование документальных подтверждений, что проблема реально имеет место быть.