Стукнуло 45 - значит, пора менять паспорт. Так как у нас без паспорта никуда. Наслушавшись рассказов друзей и знакомых о процессе обмена и возникающих при этом трудностях, решил зайти, так сказать, с другой стороны.
Пользуясь недюжинными познаниями в области ИТ, решил изготовить себе паспорт самостоятельно воспользоваться порталом гос. услуг и обратиться в федеральную миграционную службу в электронном виде. Благо зарегистрировался там давным-давно.
В общем, там все просто. Нужно заполнить подробную анкету о себе. При этом на каждой второй странице вас предупреждают об ответственности за предоставление ложной информации. К этому моменту я еще вернусь. В общем, все просто.
Затруднение вызвал только вопрос о дате рождения отца. Так как родители развелись, когда мне еще 6 лет не было, то, естественно, я об этом ничего не помнил. Хорошо, что мама еще помнила об этой замечательной дате, чему сама несказанно удивилась. Что бы я мне пришлось делать, если бы вспомнить ее не удалось, даже страшно представить.
Если фотоальбом маленький
и тоненький, а фотография в нем
одна и страшненькая, то это - паспорт.
Ну и нужна еще фотография в электронном виде. Описаны требования к фотографии.Наверное, ее можно сделать самостоятельно. В частности, для получения визы США я так и поступал. Но у нас требования к фотографии более жесткие,в частности, требуется чисто белый однородный фон. У американцев достаточно просто однотонного светлого фона. В принципе, можно, конечно, фон заменить в редакторе изображений, но я решил не рисковать и воспользоваться услугами профессионалов. Тем более, что в нашей маленькой квартире не то что белого фона, а вообще какого-нибудь однотонного найти сложно.
Так что пошел я в фотоателье, что в доме Быта. И там мне за 345 целковых таки заменили серый фон на белый в редакторе. :) Осветили софтбоксами, правда, крохотными. И я, честно говоря, не обратил внимания, похоже еще и самодельными. А снимала меня девушка, кажется, бюджетным зумом на короткофокусном конце.
Короче, я и так красотой особо не отличаюсь, а тут из-за короткого фокуса та еще фотожаба получилась. Девушка, конечно, потратила секунд 40 на то, что бы меня усадить и даже попыталась заставить меня улыбнуться. Безуспешно. В результате я первый раз у себя увидел линию губ, вытянутую в совершенно ровную линию.
Потом мне было предложено удалить морщины, от чего я гордо отказался, сославшись на то, что фотография официальная.
- Ну да, конечно, вообще-то править нельзя, - сказала мне фотограф, - но многие женщины прям сильно просят.
- Ну, женщинам, нужно конечно, - важно ответил я.
И остался на фотографии со всеми своими морщинами.
Да, кроме электронной фотографии, в ФМС требуется также 2 бумажных. Это несколько удивляет, так как проще, мне кажется, уже было бы самим распечатать.
На этом, собственно, заполнение анкеты завершилось. Причем текущее состояние анкеты сохраняется, то есть не обязательно заполнить ее за один подход. Мне, в частности, потребовалось целых три, каждый с перерывом в несколько дней. Единственное неудобство: если не ошибаюсь, там 19 этапов для заполнения. К сожалению, перейти на последний заполненный этап нельзя.Приходятся с самого начала проходить все формы, просто подтверждая уже внесенные и запомненные данные.
На следующий день после заполнения анкеты мне позвонили из ФМС и уточнили некоторые данные. В том числе девичью фамилию жены. В форме на сайте гос. услуг почем-то внятно это не было написано, какую фамилию жены указывать. Жены, они вообще хитрые штучки. У них обычно минимум по две фамилии, да. :)
Через несколько минут на почту мне прислали уведомление с указанием адреса и времени возможного выполнения гос. услуги. Дата и время присутствовали аж в двух вариантах. А также прислали список оригиналов и копий документов, которые мне понадобятся.
В результате по факту некоторые документы и копии оказались на самом деле не нужны.
Еще в письме мне обещали, что паспорт могут сделать в день обращения в течение полутора часов. "Ничего себя, - подумал я, - до чего дошел прогресс, до невиданных чудес"! Но, как говорится, где уж нам уж выйти замуж. Реальность немного отличалась от идеала.
Ну и естественно, нужно было оплатить гос.пошлину.
У многих процесс оплаты вызывает много вопросов. Ведь надо знать, как заполнить квитанцию, да еще умудриться ее правильно заполнить в не очень удобных условиях отдела ФМС или банка. Поэтому кое-где процветают посреднические фирмы, которые за ваши кровные денежки сделают за вас эту непосильную работу.
Но я пошел уже проторенным путем и воспользовался современными ИТ. Осуществил платеж с помощью карты сбербанка. Я думаю, и у других банков имеются такие возможности. Быстро, просто, удобно и никаких проблем с заполнением информации. Единственная крохотная загвоздка состояла в том, что бы найти банкомат с сенсорным экраном. Первый был с обычным, а нужный оказался в 2 метрах.
Необходимость в сенсорном экране возникла из-за того, что у меня карты сбербанка нет, воспользовались картой жены. Такой вариант тоже предусмотрен, но нужно вести данные того, за кого производится оплата. Тут вот и нужен сенсорных экран.
Через неделю после заполнения анкеты настало время навести визит в отдел ФМС для выполнения реальных действий. Удивительное дело, придя к назначенному времени, я не обнаружил никакой очереди вообще! Хотя в письме меня специально предупредили, что бы я заходил в кабинет без очереди. Ну я и вошел. Без очереди :)
В кабинете меня ждали две милых барышни и два норовистых коня принтера. Один из них был старой заезженной клячей, а второй - молодым горячим скакуном.
Одна из девушек, более опытная, а может быть и старшая по должности или званию, была занята разговором по телефону с таким же бестолковым гражданином, как и я. Поэтому мне было предложено подождать. Я присел на старое вращающееся офисное кресло, уже оставшееся без подлокотников и спинки. Кабинет государственного места присутствия был, мягко говоря, скуден в обстановке. Беспорядок на рабочих столах говорил о сильной загруженности работниц.
Вторая девушка попыталась распечатать какую-то бумажку на новом принтере. Однако, у нее что-то не получилось. В результате бумажка была разорвана на 2 части и отправлена в мусорную корзину. Как потом оказалось, это было мое заявление на замену паспорта.
Наконец, первая девушка закончила объяснять прописные истины про замену документов и места приема документов у несознательных граждан, с удивлением узнала, что сегодня 11 число и подошло время обслуживать граждан, записавшийся на прием на сайте гос. услуг. Видать, таких умельцев, как я, в нашим палестинах не так много.
Печально вздохнув и выяснив у своей сослуживицы, что новый конь принтер взбрыкнул, они решили задействовать старую клячу. Но как не бились, толку с этого не вышло. Не помогло даже использования кнута. Издав шесть жалких скрипов и вывалив кучку песка, старая кляча с трудом выдала на гора пустой листок бумаги.
Ситуация складывалась безвыходная. Все надежда была на новый принтер. И, надо сказать, она удалась. Всего за четыре попытки девушки объездили норовистого скакуна и предоставили мне мое собственное заявление, отпечатанное с двух сторон на бумаге формата А5.
- Проверяйте! - сказала мне сотрудница ФМС
- Зачем? - удивился я.
Ведь я при заполнении на сайте гос. услуг дважды проверил всю введенную информацию. Тем более что там на каждом шаге предупреждают об ответственности за предоставление ложных сведений.
- Проверяйте, проверяйте! -еще раз настойчиво попросила сотрудница.
Я бегло просмотрел данные, вроде все было правильно, естественно, цифры документов я проверять не стал. И только потом, уже дома, до меня дошел весь смысл этой проверки. Я ведь думал, что заявления автоматически заполнено из данных, введенных мною на сайте. Но ведь на самом деле гарантии этого нет никакой! Вполне вероятно, что анкету заполняли сотрудники ФМС, копирую вручную данные с сайта. И при копировании могли случайно допустить ошибку.
А ведь у нас за предоставление ложных сведений могут привлечь к ответственности! Так что граждане, будьте бдительны! А то повяжут прям в отделении ФМС!
Это, конечно, шутка. Про повяжут. Но в каждой шутке есть всего лишь доля шутки. Вон, все СМИ написали о том, как по представлению ФМС были привлечены к уголовной ответственности 40 тыс. наших сограждан. За совершение страшного преступления против Родины - не предоставление в отведенное время сведений о втором гражданстве. Которое, вообще-то, у нас официально разрешено.
Итак, мельком проверив заявления, я поставил под ним свою подпись (слава богу, все данные оказались верными, так что наказывать мне было не за что). Правда, обнаружил, что я забыл, как расписываюсь. :) А ведь два дня до этого собирался потренироваться. Похоже, развивается старческий склероз. :)
После этого девушка спросила меня, когда я желаю получить паспорт. Тут я вспомнил, что на гос. услугах мне обещали паспорт за полтора часа в тот же день. Поэтому я сделал круглые глаза и сказал: "А можно сегодня?"
- Нет, сегодня не получится, - жалобно ответила девушка, - давайте в другое время.
- А в какое можно? - спросил я.
Девушка куда-то вышла, через пару минут вернулась и сказала, что можно придти завтра в это же время.
- И можно войти без очереди? - спросил я.
- Нет, - ответила она, - но в это время обычно народа нет.
На следующий день я подошел к назначенному времени. Правда, в этот раз очередь все же была. Я оказался третьим. Ждать мне пришлось не долго. Передо мной была пожилая женщина и молоденький подросток, по всей видимости, впервые получавший дубликат бесценного груза.
Очередь двигалась быстро и через десять минут я был в уже знакомом кабинете. Расписавшись за получение, мне было предложено расписать в паспорте. А я ведь в очередной раз забыл потренироваться (проклятый склероз!). Попросил у девушек бумажку и тренировался прямо там у них. Спасибо им за терпение.
Почему подпись в паспорте так важна? Потому что, по инструкции ЦБ, если вы будете снимать крупную сумму наличных в банке, сверять они будут не ту вашу подпись, которая хранится в банке, а ту, которая в паспорте. Я уже один раз столкнулся с мелкими проблемами в КББ, поэтому решил подойти к вопросу тщательно.
В общем, использование сайта гос.услуг оказалось вполне оправданным. Если вы хотите сэкономить время, обращаясь в некоторые гос. органы, то я рекомендую там зарегистрироваться. Жалко, конечно, что не все заявленные параметры выдерживаются. Но, я надеюсь, что когда-нибудь передовая техника дойдет и до наших отделений ФМС. И паспорт можно будет получить в отведенные по регламенту 1.5 часа.
И в отделениях ФМС везде будет свежий ремонт, приличная мебель и отличная орг. техника.
Жаль только, что застать это счастливое время мне, скорее всего, не удастся.