Основателем данной школы является автрийский мыслитель Рудольф Штейнер (1861-1925), который считал, что обычная школа, «напичканная» образованием, мешает развитию духовной сущности человека, делая его безликим и послушным. По его мнению, на смену такой системе образования должна прийти новая, ориентированная на человеческие ценности, система, формирующая не серую массу, а общество ярких и свободных людей.
Первая школа, основанная на этой теории была открыта для рабочих фирмы Вальдорф Астория. Отсюда и пошло название. Со временем не только дети рабочих, но и дети из других социальных слоёв стали посещать ее. А на сегодняшний день такие школы существуют во всем мире.
Основной целью является развитие природных способностей каждого ребенка и укрепление веры в собственные силы.
Вальдорфская концепция предполагает, что развитие ребенка проходит циклично, каждый из циклов составляет 7 лет.
Первый цикл (от 0 до 7). Это период от рождения до смены зубов - грудной и маленький ребёнок, ещё полностью погружённый в атмосферу родительского дома и окружённый материнской заботой. Он открыт и впитывает в себя все новое, подражает всем и всему, что видит. Таким образом он учится говорить и становится самостоятельным и творящим маленьким человеком. Ни в какой другой период жизни человек не бывает столь открытым.
Второй цикл (от 7 до 14). Это период от смены зубов до наступления половой зрелости - ребёнок делает шаг в мир. Наряду с домом, важную роль играет школа. В этот период у ребенка много друзей, важную роль в его развитии играет общение. У него уже появляются новые стремления. Например, стремление к авторитету.
Третий цикл (от 14 до 21). Это период от наступления половой зрелости до совершеннолетия- время завершения общего образования и подготовки к будущей профессии. В этом возрасте человек нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, подсказать ему истинный путь к знаниям и деятельности, помочь найти смысл жизни, предостеречь от безличной пустоты. Он становится социально активен. Новые дружеские связи становятся настоящими, а стремление глубокого познания мира развивается сама собой.
Главной особенностью является то, что данная система направлена на эмоциональное и духовное развитие ребенка, не исключая также и развитие интеллекта. Только последнее происходит ненавязчиво, без специальных пособий.
Так, например, в вальдорфских детских садах занятия напрвлены на:
Развитие музыкальных способностей, чувства ритма, координации движений. Для этого используются : чтение сказок, ритмичные движения под музыку, театральные постановки и пр.
Развитие мелкой моторики, творческого мышления и воображения. Для этого используются игрушки из натуральных материалов (тряпичные куклы, шишки, каштаны, деревянные срезы, ракушки, игрушки из дерева, коры.). Ничего искусственного, это касается как игрушек, так и интерьера.
Развитие творчества через вышивку, ткачество, керамику, рисование.
Все, что делает ребенок, он делает не принудительно, а путем подражания взрослому, в данном случае, педагогу.
Что запрещает вальдорфское воспитание?
Раннее обучение, которое нагружает память и мышление ребенка.
Любое оценивание ребенка. Считается, что ребенок всегда доволен тем, что он сделал и это побуждает его творить и дальше, а ожидание оценки со стороны взрослых может это стремление притупить.
Использование компьютера, радио и телевизора, поскольку они разрушительно влияют на детскую психику.
Все эти факторы, по мнению педагогов, мешают развиваться ребенку как личности.
У вальдорфской школы есть много сторонников, но есть и противники, которые считают, что она не дает реальных знаний, нужных ребенку для поступления в школу или вуз, а также, что воспитанники данной модели обучения испытывают проблемы в общении и с трудом находят общий язык со своими сверстниками за пределами школы или сада.
Разделять или не разделять мнение той или другой стороны - выбор каждого. Наверное сложно преставить идеальную систему образования также как и идеального человека....Для каждого понятие "идеала" очень субъективно. Пусть каждый выбирает то, что ближе ему. У каждого свой путь....
Но я предельно рада, что в Киеве появляються учреждения альтернативного образования))) Для меня эта тема очень актуальна.
Вальдорфский детский сад «Золота казка» Киев, Голосеевский район,
Крейсера «Аврора» ул., 13
тел.: 250-78-73
школа-сад “София” д/с №361 на Левом берегу,
ул. Тампере, 17
тел: 292-41-91
Детский сад «Золотая сказка на Чайке» - вальдорфский детский сад.
Контактные телефоны: +38-044-593-44-61, +38-044-593-44-62
E-mail: zolotakazka@i.ua
День открытых дверей: каждый последний вторник месяца на 10:00 с сентября по май
Режим работи: Пн - Чт 8:00 - 19:00, Пт 8:00 - 18:00
http://libes-kind.kiev.ua/about/