Далее несколько глав о Гильгамеше, об отдельных мифах и об эпосе в целом.
Очень хороший пересказ эпоса, по сравнению с моим - адски благопристойный)))
Мой тут -
тыц.
Очень занимательно сравнение шумерского и - более полного и более позднего вавилонского вариантов, видно как развивалось литературное творчество и искусство римейка))
Можно сказать, что кучу историй о Гильгамеше - придумали шумеры, а вот свели их в единый эпос с сюжетной линией, трагедией, метаниями и горестным прозрением(с) - семиты.
И всё это о первых 11 табличках.
А теперь 12я!
Это шумерское творчество, которое семиты ниасилили переработать и влить в сюжет, поэтому тупо перевели, и он в общем повествовании слегка странно смотрится.
И тут внезапно раскрывается история таинственного барабанчика, за которым лазил в Ад Энкиду!
Не могу не процитировать!!! (с):
Когда-то на берегу реки Евфрат росло маленькое дерево «хулуппу» (очевидно, что-то вроде ивы). Воды реки питали его, и оно хорошо росло, но однажды на него налетел свирепый Южный Ветер, а разлив затопил его. Тогда проходившая мимо богиня Инанна взяла деревце и перенесла его в свой город Урук. Она посадила деревце в своем священном саду и начала за ним ухаживать, предполагая сделать из него ложе и кресло, когда оно вырастет.
Прошли годы. Дерево сильно выросло. Но когда Инанна захотела его срубить, оказалось, что в корнях дерева поселилась «не поддающаяся заклинаниям змея», в кроне вывела птенцов птица Имдугуд, а в стволе устроила себе дом Лилит (sic! Лилит - демон в облике женщины). И вот Инанна горько заплакала.
Когда наступило утро и ее брат, бог солнца Уту, вышел из своей опочивальни, Инанна со слезами рассказала ему о том, что приключилось с ее деревом. Тем временем Гильгамеш, очевидно, услышав жалобы Инанны, решил ей помочь, как подобает истинному рыцарю. Он надевает свои доспехи, весящие пятьдесят мин(25кг), берет свой топор, весом в семь талантов и семь мин(250кг) и убивает «не поддающуюся заклинаниям змею». Испуганная птица Имдугуд улетает вместе с птенцами в горы, а Лилит разрушает свой дом и удаляется в пустыню. С помощью жителей Урука Гильгамеш валит дерево и преподносит его Инанне, чтобы та сделала кресло и ложе для себя. Но, видимо, Инанна к тому времени передумала. Из ствола дерева она сделала «пукку» (вероятно, барабан), а из ветви - «микку» (барабанную палочку). Следующие 12 строк рассказывают о том, что сделал Гильгамеш с этими «пукку» и «микку». Хотя текст сохранился полностью, понять его пока не удалось. Видимо, Гильгамеш предается каким-то сумасбродствам, от которых страдают жители Урука. Когда текст снова становится понятным, мы узнаем, что «пукку» и «микку» провалились в ад «из-за жалоб юных дев».
Мать моя женщина, что такого делал Гильгамеш с юными девами посредством барабанчика и палочки?!!!))))
Затем Гильгамеш рыдает по барабанчику (ещё бы!!!), Энкиду предлагает его достать из Ада, Гильгамеш наставляет - что нельзя делать в подземном мире (например нельзя бить нелюбимую жену, гг), Энкиду спускается и нарушает примерно всё. Ну понятно, как же не побить нелюбимую жену, раз уж есть возможность))
Тогда Гильгамеш жалуется богам, Энлиль отказывается помочь, а Энки разрешает поговорить с тенью Энкиду. И дальше Гильгамеш расспрашивает Энкиду о загробной жизни, а Энкиду рассказывает «какая участь уготована в царстве мертвых дворцовым слугам, матерям, воинам, павшим в бою, людям, о тенях которых никто на земле не заботится, и тем, кто остался на равнине без погребения.»(с)
Сэмюэл Н. Крамер
История начинается в Шумере
Часть1 Часть2 Часть3 Часть4 Часть5 Часть6