Спасибо, интересно.
А вот и сама "героиня":
UB-45
Некоторое занудное замечание по сути показаний боцманмата: "из-за большой задымленности лодка рыскнула в сторону".
Физика процесса говорит, что:
- задымление к рысканью не приводит ;) Может привести удар волны (но нужен шторм) или порыв ветра (но не для ПЛ);
- рысканье наиболее часто происходит в следствие ошибок рулевого (банально - длинноморгнул заснул). Однако, в данной ситуации такой "длинноморг" крайне мало вероятен, особенно с учётом конструкции Type UB II - см. фото;
- при следовании в кильватер, причём на малой дистанции, "закрытие обзора вперёд" особой роли не играет (при постоянстве хода ордера). И как "там"
систершип "Строгого"
должно было дымить, что это вызвало у мателота проблему наблюдения?... Что, стоял полный штиль, а в топках "Строгого" по традиции "сожгли нерадивого кочегара"?
Из последнего следует логичное предположение: на мостике лодки могли неправильно оценить дистанцию до миноносца, как опасную столкновением. Тогда - да, могла прозвучать команда рулевому "на борт". Что могло восприняться, как "рысканье".
Хотя ситуацию внезапного уменьшения дистанции должны (обязаны) были предусмотреть в распоряжениях по ордеру перед выходом в море - подачей кораблями специальных сигналов.
Т.о., если данное предположение верно, то наиболее вероятным виновником является лицо, отдавшее команду на руль. Судя по размеру ПЛ, это был её командир.
Странным, т.ж., выглядит "поворот к берегу".
Нельзя исключать, также, lost in translation немецкого текста.
Вона, как: "
в защите болгарского берега"!