Кор.пост*Получилось дополнение к соответствующему ролику. Большая благодарность М.Э. Морозову за "интервью". В развитие уже заявленной темы, автор этих строк задал уважаемому М. Э. Морозову (Автору) ряд вопросов. На которые любезно получил ряд ответов. Позволю себе** отобразить всё это в виде виртуального диалога: для большей наглядности. Чего чат ютьюба обеспечить не может.
Итак:
В: Вы акцентируете на отсутствие корректировки огня кораблей береговыми постами при отражении штурмов. А чем Вы объясняете это? Ведь и Жуков Г.В., и Петров имели "одесский" опыт организации работы береговых кор.постов по обеспечению корабельного огня. Почему же в Севастополе они не "продвинули" эту систему? О: Потому, что после потопления авиацией крейсера "Червона Украина" большинство корабельных стрельб планировались как ночные. Во время 2-го штурма обстановка позволила стрелять днем, но система управления не успела перестроится под эту возможность. Взаимодействие между штабом ЧФ, где находился флагманский артиллерист, планировавший стрельбы кораблей и штабом Приморской армии, где находился ее нач.арт Рыжи было недостаточно оперативным, чтобы корабли успевали получать задачи и организовывать взаимодействие с корпостами за отведенное время. - В: Да и лидер "Ташкент" под Одессой высылал своих (корабельных) корректировщиков для обеспечения своей же стрельбы... А вот в Севастополе - нет. Ну, возможно, время стоянки было ограничено временем разгрузки/погрузки и свои корректировочные группы не успели бы добраться до переднего края. Но и в Одессе "голубой крейсер" тоже не базировался, а приходил. О: Разные условия обстановки. Под Одессой корабли вели стрельбы по 2-3 суток, начинали с высадки собственного корпоста, хотя позже система была переведена на корпосты базы. В Севастополе стрельбы первоначально планировались на время захода в порт в ночное время. Никто свои корпосты не высаживал и не забирал, все должно было обеспечиваться силами базы. Все это результат изменения обстановки из-за более активных действий люфтваффе. - В: Но и в Одессе "голубой крейсер" тоже не базировался, а приходил. О: Приходил, но на несколько суток, а не часов. Хотя в декабре он и в Севастополе стрелял несколько суток. Решили рискнуть, поскольку обстановка требовала. - В: В мемуарах Моргунова есть следующая информация: "Командующим эскадрой контр-адмиралом Л.А. Владимирским и комендантом Береговой обороны генерал-майором П.А. Моргуновым было разработано наставление по использованию артиллерии кораблей для стрельбы по сухопутному противнику, которое в августе было утверждено Военным советом Черноморского флота. - Отд. ЦВМА, ф. 155, д. 9570, лл. 76-95." Интересно бы увидеть это Наставление... Неужели его не реализовали? О: Нет, поскольку оно разрабатывалось для иных условий обстановки - менее активных действий авиации противника.[Если кто не знает:] ======= О корректировке. Из мемуаров командира "Ташкента"[а]:
Наше первое боевое задание - поддержать артиллерийским огнем армейские подразделения в районе Дофиновки... Стрелять предстоит с высадкой на берег собственного корректировочного поста. Корпост возглавляет лейтенант Григорий Борисенко, командир группы управления артиллерийской боевой части. ... и входящие в состав корпоста радисты Фишич и Скворцов; Краснофлотец Чащин, назначенный для их охраны, снабжен ручным пулеметом Дегтярева. Корректировщики со своей рацией и солидным сухим пайком... еще ночью отправились к назначенной им точке побережья на корабельном барказе. К Дофиновке с нами идет один эсминец... Идти нам недалеко, всего несколько миль. Башни уже развернуты в сторону берега. С нетерпением ждем исходных данных от Борисенко. Связист Балмасов появляется с бланком в руке - координаты цели! Новик (артиллерист) и Еремеев (штурман) быстро производят расчеты. В башнях - все на «товсь». - Через минуту будем в точке залпа! - объявляет штурман. Итак, начинаем... Николай Спиридонович Новик подает со своего КДП - командно-дальномерного поста - первую боевую команду в башни. Гремит залп... Но пошел ли наш первый залп куда надо? На тренировках по управлению огнем бывает такая команда: «Время остановить». Там это - привычная условность, необходимая, чтобы проверить правильность расчетов. А сейчас кажется, будто время в самом деле остановило свой бег - так долго ничего не сообщают корректировщики. Потом едва поверилось, что после залпа прошло всего полторы минуты. Сколько успели передумать и Новик, и Еремеев, и я. Как ни будь натренирован в расчетах на открытие огня, а первый залп - это первый залп, и если он производится из новых для тебя орудий по цели, от которой близки наши позиции, - тут придет в голову всякое. Тревоги и сомнения разом снимает Балмасов, прильнувший к переговорной трубе с центральной радиорубкой: - Товарищ командир! Корректировочный пост передает: залп упал в расположении противника!а - извлечение, все пометки - мои. ======= Ну, вот: кое-что прояснилось. На вопросы, родившиеся от недосказанности, даны вполне логичные ответы. Остаётся надеяться, что всё основано не на личной логике Автори и не является его "оценочнмие суждениями". А информация на основе изучения документов. Хотя эти логически точные пояснения и не дают ответа на вопрос: "А почему так?"
--- * Всё на месте: офицер, бинокль, карта, связь, охрана. ** Весь приведённый текст "вопрос-ответ" размещен в общедоступном чате соответствующего ролика на ютьюбе. В связи с этим, автор журнала считает себя вправе привести "диалог" здесь.