Вчера как гром среди ясного неба пронеслась новость: «Станция «Мякинино» с 22 августа закрывается из-за несоответствия мерам безопасности». Сразу несколько настораживает, если на станции что-то не так, то закрытие происходит сразу же, а не планово. А если станция всё же не соответствует, то как она работала до этого? На форуме «Наш транспорт» ведётся интересное обсуждение о причинах данной ситуации.
Обычно станция строится по следующей схеме: есть заказчик, как правило, это сам метрополитен, выделяются средства из бюджета Москвы, далее по проекту выполняется строительство, в итоге которого выдаётся мосгосстройнадзором заключение о соответствии (ЗОС). При этом, пуск станции с пассажирами может произойти (и обычно происходит) гораздо раньше, чем станция достраивается окончательно. Станцию уже эксплуатируют, люди ей пользуются, а в это время могут выполняться те работы, которые на работу метро принципиально не влияют.
С «Мякинино» всё было несколько иначе: станция строилась в Московской области на частные средства компании Crocus Group по проекту Метрогипротранса. При этом отделка была максимально упрощена, но это было лишь верхушкой айсберга. В итоге метрополитен построенную станцию начал эксплуатировать. Ещё одним нюансом было то, что станция стала первой на территории Московской области, и какие в то время были договорённости при пуске этой станции досконально неизвестно, так как руководство и метро, и Москвы, и области уже совсем другое. По проекту у станции должно быть три выхода, при этом одного из них нет до сих пор, а выход №2 вообще построен не по проекту. Долгое время (до 2013 г.) он стоял закрытым, и уже в то время выносились совместные приказы, подписанные ещё Бесединым и Агаларовым (владельцем Crocus Group) о необходимости устранения всех замечаний, выявленные службами Московского метрополитена при сдачи в эксплуатацию станции «Мякинино». [Вот так выглядит выход №2 в настоящее время]
В то время была возможность получить ЗОС у мосгосстройнадзора, однако метрополитен не спешил получать его для станции в таком состоянии. Это не оставалось без внимания контролирующих органов, в частности, Ростехнадзора. Это не означает, что станцией пользоваться опасно, она не обвалится, нет. Хотя она и некрасивая, но построена нормально, однако нормативным документам текущая ситуация не соответствует. В настоящее время возникла сложность, сейчас уже мосгосстройнадзор ЗОС выдать не может, так как объект находится в области, а областные надзорные органы также не могут выдать разрешающий документ на станцию, которая обслуживается ГУПом Москвы. Замечу, что здесь ситуация принципиально отличается от другой областной станции, «Котельники», где изначально юридически были оформлены соглашения между Москвой и областью, согласованные федеральными надзорными органами.
Заложниками этой ситуации стали даже не сколько посетители выставок (а на носу международный автосалон), а жители Московской области: микрорайона Павшинская пойма Красногорска, для которых специально мост построили к станции через реку Москву. Всё это сопровождалось бурным ростом жилья, что само по себе неправильно, но это тема для отдельного разговора. Компенсационный маршрут для жителей области по идее тоже должна организовать область, но даже с их учётом, вывоз такого большого количества пассажиров автобусам весьма затруднителен.
В общем, все уходят от ответственности, Ростехнадзор требует от метрополитена ЗОС, метрополитен требует от Crocus Group устранения замечаний, возникла правовая коллизия, что привело к ультимативному решению - закрытию станции. Будем надеяться, выход будет найден в кратчайшее время
UPD: уже сегодня вышло заявление, что закрытия станции не будет, а все замечания будут устранены.