«Метро Петербурга»

Jan 10, 2016 12:22

К 60-летию Петербургского метро помимо других метроприятий, было выпущено юбилейное издание. К сожалению, вышла книга она совсем небольшим тиражом, 15 ноября приобрести её не получилось, в музее метро они закончились практически сразу же, а сейчас это возможно лишь по предзаказу либо в Буквоеде с большой наценкой. Такой ажиотаж, а также впечатления от книги «Наше метро», которая вышла к юбилею метро Москвы, сделали ожидание её долгожданным, полным радостного предвкушения. Тем более, что по петербургскому метро вообще издано не так много, поэтому что-то новое воспринимается всегда с радостью. И вот, наконец, практически сразу после Нового года, книга «Метро Петербурга» оказалась в мох руках, и по большей части мои ожидания оправдались, но не совсем.



1. Значительная часть посвящена истории, тому, как начиналось строительство, остановке, связанной с войной, возобновлению строительства в 50-е годы, а также в новейшее время, отдельная глава отведена событиям, связанным с размывом



2. Очень подробно разобраны все типы вагонов, которые работали в Ленинграде и продолжают работать в Петербурге. Подобная информация размещена на плакатах в ретропоезде, чувствуется, что к этим страницам приложил руку Дмитрий nomernoy. Также, раскрываются технические аспекты работы метрополитена, того, что недоступно взгляду пассажира



3. Несколько странно, что нету описаний типов станций метрополитена в Петербурге, всё-таки многие решения были новаторскими: станции закрытого типа (горизонтальный лифт), глубокие односводы, колонные станции глубокого заложения из железобетона



4. Больше половины всех страниц уделено описанию каждой станции. Впрочем, это громко сказано, по большей части рассказывается об истории той местности, где находится та или иная станция метро. Не спорю, это интересно, в своё время даже вышел путеводитель «По Петербургу на метро», где эти сведения были изложены более чем подробно. Но от книги, посвящённой метрополитену, ждёшь нечто большего, чем пары сухих абзацев (по факту). Хочется и эскизов станций, и действительно интересных фактов. В главе про Проспект Ветеранов, например, можно было и рассказать про проектное название станции, и привести фото барельефов. В этой части книга мало чем отличается от предыдущих изданий.



5. Автор книги, Юлия Шавель, пресс-секретарь Петербургского метро, позиционирует книгу как уникальное издание, основанное на подробном изучении редких фотографий, исторических документов, постановлений, многие из которых были до недавнего времени засекречены. Но, почему, например, в главе про станцию Парк Победы не приводятся многие интересные сведения о том, что изначально платформенные двери из матового стекла, о светильниках, расположенных на своде наклонного хода (сейчас демонтированы), о рисунке наливного пола, который был уничтожен лишь после смерти архитектора Александра Кузьмича Андреева?



В целом, книга отражает тот избирательный подход к истории, который, к сожалению, сейчас существует в постсоветских метрополитенах, где запросто уничтожается оригинальный вид станций. Впрочем, может это я придираюсь, те, кто впервые возьмёт в руки книгу о метрополитене, «Метро Петербурга» доставит массу удовольствия, не сомневаюсь. Получилось достойное издание, которое читается с интересом, является хорошим подарком и приятно иметь в коллекции. Так что, если будет возможность, рекомендую к приобретению.

литература, Санкт-Петербург, Петербургский метрополитен, Метро

Previous post Next post
Up