Рассказать о Мытищах мне захотелось около года назад, однако реализация идеи отодвинулась, поскольку осенью появилось еще несколько интересных объектов, а кроме того, не во всех уголках этого подмосковного города мне удалось побывать. Один из них - квартал между Ярославским шоссе и железной дорогой, благодаря которому Мытищи стали известны по всей России и за её пределами. Метровагонмаш - не только один из основных производителей вагонов метро в России, но и замечательный ансамбль дореволюционной промышленной архитектуры, или,
"Молох", как называет их
varandej.
Здания корпусов были построены в конце 19 века Э. О. Парротом по проекту В. А. Коссова. В мае 1897 года состоялось торжественное открытие завода и началось производство вагонов для строящегося Транссиба. Далее заводом выпускались вагоны конки, трамвая, электровагоны пригородных поездов и, наконец, в 1934 году - вагоны метро. В военное время Мытищинский машиностроительный завод начал выпуск боевой техники, в память об этом у проходных были установлены модели ЗСУ "Шиилка" и СУ-76. В середине 2000х, когда был образован Трансмашхолдинг, завод был фактически разделен на две части: южную - собственно ММЗ, выпускающий спецтехнику и северную - Метровагонмаш, специализирующийся на выпуске вагонов.
1. Театр начинается с вешалки, а завод - с проходной.
Открыть в полном размере (1600x1200; 571,14 килобайт) 2. Логотип везде, в самых мельчайших деталях
Открыть в полном размере (1600x1171; 546,61 килобайт) 3. Сразу за проходной - мемориальный уголок
Открыть в полном размере (1600x1200; 724,21 килобайт) 4. Революционное прошлое
Открыть в полном размере (1600x1200; 604,36 килобайт) 5. Годы войны
Открыть в полном размере (1600x1200; 670,13 килобайт) 6. Летопись за 100 с лишним лет
Открыть в полном размере (1600x1200; 889,31 килобайт) 7. Завод производил также и самосвалы, в настоящее время их выпуск свёрнут.
Открыть в полном размере (1600x1200; 606,57 килобайт) 8. К сожалению, музея с образцами техники у завода нет.
Открыть в полном размере (1600x1200; 571,83 килобайт) 9. Куда же без Ильича. В Мытищах он, кстати, четвёртый. По доступности.
Открыть в полном размере (1600x1200; 645,68 килобайт) 10. За его спиной - вагоносборочный корпус, №17
Открыть в полном размере (1600x1200; 570,07 килобайт) 11. Сейчас там собирают номерные для Баку, Екатеринбурга и других городов СНГ. Москва их уже не закупает.
Открыть в полном размере (1600x1200; 461,1 килобайт) 12. Для выхода из корпуса используется трансбодер. Расстояние между корпусами определило длину вагона метро.
Открыть в полном размере (1600x1200; 465,31 килобайт) 13. Мне кажется, это могло бы послужить хорошими декорациями. Но кино здесь не снимают
Открыть в полном размере (1600x1200; 515,16 килобайт) 14.
Открыть в полном размере (1600x1200; 506,41 килобайт) 15. Проходы напоминают какие-нибудь средневековые европейские города
Открыть в полном размере (1600x1200; 685,42 килобайт) 16.
Открыть в полном размере (1200x1600; 518,85 килобайт) 17. Между зданиями притаились симпатичные синие вагоны. Они отправятся в Минск.
Открыть в полном размере (1600x1200; 541,34 килобайт) 18. Еще немного промышленной аритектуры
Открыть в полном размере (1600x1200; 559,3 килобайт) 19.
Открыть в полном размере (1600x1200; 573,67 килобайт) 20.
Открыть в полном размере (1600x1200; 626,48 килобайт) 21. Кузнечный цех
Открыть в полном размере (1600x1200; 604,44 килобайт) 22. Одно из изделий :)
Открыть в полном размере (1600x1200; 663,01 килобайт) 23. Сейчас все дополнительное производство выносится за пределы завода
Открыть в полном размере (1600x1200; 711,39 килобайт) 24.
Открыть в полном размере (1200x1600; 582,87 килобайт) 25. Кроме того, на территории есть красивейшая водонапорная башня. Сейчас там архив.
Открыть в полном размере (1600x1200; 554,12 килобайт) 26. Река, давшая имя одной из моделей вагонов.
Открыть в полном размере (1600x1200; 878,62 килобайт) 27. Остатки агитации
Открыть в полном размере (1600x1200; 505,84 килобайт) 28. По традиции, номера всех цехов, где собирают вагоны, заканчиваются на 17. В 117м собирают рельсовые автобусы.
Открыть в полном размере (1600x1200; 707,87 килобайт) 29. РА-2, раскрашенный для РЖД
Открыть в полном размере (1600x1200; 550,28 килобайт) 30. Предполагаются поставки их также в Сербию
Открыть в полном размере (1600x1200; 642,36 килобайт) 31. Промежуточная секция.
Открыть в полном размере (1600x1200; 596,71 килобайт) 32.
Открыть в полном размере (1600x1200; 594,18 килобайт) 33. Кузов для РА
Открыть в полном размере (1600x1200; 562,4 килобайт) 34. Цех 217 - сборка Русичей и 81-760/761
Открыть в полном размере (1600x1200; 723,21 килобайт) 35. Основное производство Русичей в настоящее время ведется для Казанского метрополитена
Открыть в полном размере (1600x1200; 625,8 килобайт) 36. Любителям нумерологии - юбилейный вагон
Открыть в полном размере (1600x1200; 594,75 килобайт) 37. Бережливое производство - все разложено "по полочкам"
Открыть в полном размере (1600x1200; 688,56 килобайт) 38. Подвагонное оборудование
Открыть в полном размере (1600x1200; 551,09 килобайт) 39. Наглядная агитация. Её в цехах довольно много
Открыть в полном размере (1600x1200; 664,24 килобайт) 40. Кузов новых вагонов. Сейчас запущено серийное производство 81-760/761 для Москвы. Часть кузовов МВМ передал на Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭРВЗ, Санкт-Петербург), у которого отсутствует собственное производство. Так Трансмашхолдинг (ТМХ) решил загрузить мощности петербургского завода.
Открыть в полном размере (1600x1200; 552,85 килобайт) 41. Всадник без головы
Открыть в полном размере (1600x1200; 656,66 килобайт) 42. Планируется выпустить 320 вагонов для Московского метрополитена
Открыть в полном размере (1600x1200; 682,75 килобайт) 43.
Открыть в полном размере (1200x1600; 622,54 килобайт) 44. Установка сидений
Открыть в полном размере (1200x1600; 620,18 килобайт) 45. Русич для Москвы.
Открыть в полном размере (1600x1200; 635,6 килобайт) 46. Финальный штрих
Открыть в полном размере (1600x1200; 546,95 килобайт) 47. Готовые каркасы для Русичей
Открыть в полном размере (1600x1200; 535,88 килобайт) 48. Часть кузовов прибывает с Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), так как МВМ физически не способен произвести вышеупомянутые 320 кузовов, это превышает мощности завода.
Открыть в полном размере (1600x1200; 395,53 килобайт) 49. Планируется запустить на ТВЗ полноценную сборку вагонов, сейчас на Метровагонмаше рабочие из Твери проходят обучение.
Открыть в полном размере (1600x1200; 582,14 килобайт) 50. Происходит это еще в одном цеху.
Открыть в полном размере (1600x1200; 744,28 килобайт) 51. На Русич только что надели маску
Открыть в полном размере (1600x1200; 469,07 килобайт) 52. Токосъем
Открыть в полном размере (1600x1200; 571,97 килобайт) 53. Автосцепка
Открыть в полном размере (1600x1200; 524,27 килобайт) 54. Внутренности 81-760
Открыть в полном размере (1600x1200; 609,97 килобайт) 55. Между цехами вагоны перемещаются с помощью трансбордера
Открыть в полном размере (1600x1200; 544,31 килобайт) 56. Цех 317 - Кузовное производство
Открыть в полном размере (1600x1200; 721,73 килобайт) 57. Также здесь делают тележки
Открыть в полном размере (1600x1200; 702,64 килобайт) 58. Сварка каркаса крыши
Открыть в полном размере (1600x1200; 686,48 килобайт) 59. Планов у завода много, надеюсь, все будет успешно реализовано
Открыть в полном размере (1600x1200; 617,45 килобайт) Спасибо за организацию экскурсии и фотосъемки Сергею Воронину и Станиславу Грушевскому (медиа-центр Московской области), а также Юлии Шушеровой (пресс-служба Метровагонмаш).