Дополнительный бонус при просмотре сериала North Water - понимание исторического момента.
Золотой век китоловства - примерно с 1817 г. до середины 1850-х гг., пишет Ричард Роудс в "Энергия. История человечества"
Доктор в сериале пережил
восстание в Дели 1857 года. Значит, на дворе 1860-е как минимум. Это конец китобойной эры, наступление новых индустриальных правил игр. И пароходы, и замена технологий освещения, и вымирание китов в доступных ранее водах. Поэтому на всей китобойной отрасли лежит печать увядания, выгоднее уже разбивать корабли об айсберги, чем реально работать. С умирающих овец - страховки клок.
В 1860х рынок осветительных жидкостей Америки - крупнейшего потребителя - захватывает керосин, который начинают гнать из первых знаменитых месторождений в Тайтусвилле. Вдобавок в Штатах идет Гражданская война.
Знаете, каков мировой вклад южных штатов США в экологию в XIX веке? Он огромен! Потому что конфедераты объявили войну китобоям. Они носились на военных кораблях, захватывали, топили и уничтожали китобойный флот, который преимущественно всегда принадлежал северянам. После гражданской войны США - эпоха китобойного промысла Северной Америки фактически закончилась.
"рейдер Конфедерации, «Шенандоа», отправился под парусами и паром в Берингов пролив, отделяющий Сибирь от Аляски (в те дни - русской колонии). Он искал китобойные суда янки, которые мог бы сжечь. Когда «Шенандоа» пришел в пролив, война уже два месяца как закончилась: официально ее прекратили 9 мая 1865 г. Но ни на рейдере, ни на китобоях, которые охотились в Беринговом море, еще не знали, что Конфедерация капитулировала.
«Шенандоа» уже захватил и сжег четыре судна и обошел стороной одно, зараженное оспой, - для бывшей на нем команды северян, находившейся так далеко от любой возможной помощи, это означало смертный приговор. Теперь же рейдер, превосходивший в скорости любое китобойное судно, вошел в узкий пролив, переждал темное время и с первыми же утренними лучами насчитал в пределах досягаемости десять кораблей.
Понимая, что китобои заперты в ловушке, «Шенандоа» сперва догнал и захватил корабль, пытавшийся убежать на юг, - «Уэйверли» из Нью-Бедфорда. Когда его подожгли, на всех остальных судах, бывших в проливе, увидели пламя. Но что могли поделать китобои, не имея оружия?
"За ту неделю «Шенандоа» захватил 50 китобойных судов и сжег 46 из них..."
Представляете, какую дорогую хтоническую постановку можно было бы сделать! Какой сериал, в котором все стороны морально выглядят не ангелами. Мясники-китобои, яростно работающие гарпунами, фонтаны крови - и жирная точка в виде 46 пылающих кораблей в одном проливе. Можно было бы показать море в огне. Вот это был бы ад, а North Water так, личная трагедия.
От этого удара американское китоловство уже не оправилось. Китобойный флот, составлявший в 1846 г. в общей сложности 722 корабля, уменьшился к 1886 г. до 124 судов" (с) Ричард Роудс. Энергия. История человечества
Ирония - рабовладельцы спасали китов. Памятника им не поставят за это. Еще больше их спас керосин, но конфедераты поставили жирную линию на сотнях китобойных компаний.
"Американцы (янки) чуть ли не монополизировали китобойный промысел..." - писал капитан Рафаэль Сэмс, служивший Конфедерации.
В сериале показан британский китобойный промысел. То есть заведомо обочина мировой индустрии. На это накладывается наступление керосина, уход китов в северные широты - и вот перед вами предельно циничное, логичное обоснование завязки сериала North Water. Некуда бежать, некуда плыть, китобойная промышленность уже разлагается.
Остается найти айсберг и получить страховку. Страховку, видимо, составляли задолго до нефтяных открытий, до вымирания китов, поэтому она такая выгодная.
Киты стали уходить на север уже к 1850-м годам. Так что эпоха после Делийского восстания - подобрана для сериала идеально.