Корпоративный миф эффективности

Dec 15, 2020 14:14

Было время, когда я думал, что корпорации эффективнее, чем государство. Если разобраться, то не думал, а просто считал истинным мысли, возникающие из ниоткуда в голове. В ту эпоху я писал Нефтепанк, в котором, если его закончить, говорится, что корпорации заменили государства и неплохо так заменили, под лозунгом освобождения от тираний ( Read more... )

киберпанк, Книги

Leave a comment

3seemingmonkeys December 15 2020, 07:27:12 UTC
есть существенные различия --
корпорации не управляются демократически (за редкими исключениями); корпорации имеют меньше власти над сотрудниками чем государства; сотрудникам проще сменить место работы чем переехать в другую страну
соответственно люди гораздо слабее привязаны к корпорациям
поэтому и особых чувств к ним не питают

Reply

kvisaz December 15 2020, 07:35:10 UTC
да, там длинный список различий.

Я про эффективность только. Похоже, там фундаментальный закон, что-то вроде скорости распространения информации в большой сети и вероятности ошибок в такой сети.

Reply

3seemingmonkeys December 15 2020, 07:38:17 UTC
ну это существенные различия которые могут влиять на эффективность
чем больше организация тем меньше эффективность это само собой...
плюс еще вопрос эффективность чего
можно же по разным параметрам оптимизировать

"Порядок, царивший в Ливонии, которую Петр отвоевал у Швеции, произвел на него такое сильное впечатление, что в 1718 г. он велел произвести исследование тамошней административной системы. Исследование показало, что шведское правительство расходовало на управление провинцией размером тысяч в 50 кв. км столько же денег, сколько российское - выделяло на управление всей империей площадью свыше 15 миллионов кв. км. Не пытаясь совершить невозможное и скопировать шведские методы, Петр разрушил систему управления в Ливонии."

Reply

kvisaz December 15 2020, 07:49:59 UTC
да, я не возражаю. Если бы я писал книгу по теме поста - я бы половину отвел на теорию того, что такое разбухание аппарата и "неэффективность" по мере роста - она выстрадана. Невозможно сохранить структуру юности

Reply

wingover December 15 2020, 08:49:05 UTC
Там интересно было: похоже, что счастье Ливонии было в том, что шведские порядки не работали, как планировали сами шведы, из-за удаленности от Стокгольма. А вот когда Питерус решил их ввести по-настоящему - тут и затрещало...

Reply

livelight December 15 2020, 09:56:43 UTC
А что значит "расходовало"? Имеется в виду, что Швеция собирала налоги централизованно, а потом на такую сумму платило зарплату чиновникам из казны, в то время как в России просто выделяли дворянам землю с крестьянами, и те сами на ней управляли и сами кормились? Или что-то реально весь управленческий аппарат там был такой же по численности и суммарному уровню жизни, как в России (вообще, сравнивать по территории не вполне корректно, учитывая большие пустоши в России, которыми никто по сути не управлял, правильнее было бы по численности населения)? Или что-то ещё?

Reply

3seemingmonkeys December 15 2020, 11:03:24 UTC
к сожалению подробностей не знаю

Reply

kvisaz December 16 2020, 08:42:04 UTC
я теперь тоже заинтригован Ливонией

Reply

freedom_of_sea December 15 2020, 09:21:29 UTC
иными словами, корпорации конкурируют а государства нет.

Если бы государства конкурировали, среди них тоже не осталось бы демократий

Reply

3seemingmonkeys December 15 2020, 10:40:24 UTC
похоже на то

Reply

livelight December 15 2020, 12:20:55 UTC
При конкуренции на рыночном фронте демократии как раз неплохо справляются, вроде. В том числе на рынке охоты за головами (в хорошем смысле этого термина). Теми головами, которые дают отдачи больше, чем в себя кушают.

Вот если начинается война в активной фазе, то тут обычно централизованное управление лучше. Но это уже неточно.

Reply

yuggoth_fungus December 16 2020, 04:33:09 UTC
Вообще-то корпорации как раз демократии. Просто право голоса принадлежит только собственникам (акционерам), да ещё и пропорционально их доле. Таким образом, они в чём-то похожи на европейские государства до победы в них движения за всеобщее и равное избирательное право. В начале 19 века в Англии право голоса на выборах имело лишь несколько процентов населения, например.

К тому же государства конкурировали, вплоть до мировых войн. И почему-то так получилось, что демократии получили ведущую роль в мире в результате.

Reply

kvisaz December 16 2020, 08:38:55 UTC
это интересное определение демократии, но каждое определение, отличающееся от общепринятого, требует систему

нельзя просто так отринуть аксиому Пифагора, надо выстроить геометрию Лобачевского

Reply

livelight December 16 2020, 17:12:27 UTC
Собссна, изначальные греческие демократии давали право голоса только мужикам, которые носят оружие (то есть, во-первых, защищают полис, а во-вторых, попробуй такому не дать). Кухарок Женщин, рабов и аутсайдеров к управлению не подпускали. И все избиратели в полисе лично знали друг друга и кандидатов.

От современного понимания демократии это весьма далеко.

Reply

kvisaz December 17 2020, 10:39:59 UTC
да, а слово "врач" всего несколько веков назад означало "знахарь, колдун"

поэтому очень важно договариваться о точных определениях, о точной аксиоматике, как базисе, а уже потому выводить из неё геометрию суждений )

Reply

kvisaz December 17 2020, 10:42:07 UTC
стало быть, "не служил - не мужик!" )

Reply


Leave a comment

Up