Nov 26, 2012 17:14
Часть 5. ПОЧЕМУ ДОН РЭБО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ?
Теперь самое интересное!
В этом фрагменте мы ответим на вопрос, почему дон Рэбо положительный герой.
- А меня ничто не интересует,- сказал Румата.- Я развлекаюсь. Я не дьявол и не бог, я кавалер Румата Эсторский, веселый благородный дворянин, обремененный капризами и предрассудками и привыкший к свободе во всех отношениях. Запомнили?
Дон Рэбо уже пришел в себя. Он утерся платочком и приятно улыбнулся.
- Я ценю ваше упорство,- сказал он.- В конце концов, вы тоже стремитесь к каким-то идеалам. И я уважаю эти идеалы, хотя и не понимаю их. Я очень рад, что мы объяснились. Возможно, вы когда-нибудь изложите мне свои взгляды, и совершенно не исключено, что вы заставите меня пересмотреть мои. Люди склонны совершать ошибки. Может быть, я ошибаюсь и стремлюсь не к той цели, ради которой стоило бы работать так усердно и бескорыстно, как работаю я. Я человек широких взглядов, и я вполне могу представить себе, что когда-нибудь стану работать с вами плечом к плечу…
- Там видно будет,- сказал Румата и пошел к двери. Ну и слизняк! - подумал он. Тоже мне сотрудничек. Плечом к плечу…
Этот диалог написан с позиции дона Руматы. Посмотрим на этот диалог (и на все остальные события, описанные в романе) с позиции дона Рэбы.
Может ли дон Рэбо, действительно, интересоваться взглядами дона Руматы и, может быть, когда-нибудь разделить их? Может ли он, действительно, раздумывать, а не совершил ли он ошибку, призвав орден? Но ошибку не в политическом плане, а в плане ценностей.
За некоторое время до начала романа дон Рэбо в силу своего политического таланта оказался всемогущим советником короля. Помимо тактических разборок с политическими врагами и организационной работы, дон Рэбо задался вопросом о стратегии: куда плыть королевству Арканар? Любая стратегия определяется ценностями.
- Мир не может меняться вечно,- возразил Будах,- ибо ничто не вечно, даже перемены… Мы не знаем законов совершенства, но совершенство рано или поздно достигается. Взгляните, например, как устроено наше общество. Как радует глаз эта четкая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок! Чему еще меняться в этом отточенном кристалле, вышедшем из рук небесного ювелира?
А в Средние века ценности преобладали религиозные. Про гуманизм еще никто не слышал, и взяться ему было просто неоткуда. Сам дон Рэбо был политиком, и, следовательно, философствовать ему было просто некогда. Основные же противники церкви - это колдуны, еретики, книгочтеи. Поэтому, дон Рэбо решил совместить приятное с полезным: выдрессировать серых и заодно уничтожить врагов церкви. После этого дон Рэбо восстановил геометрически правильную систему, о которой говорил доктор Будах, - над дворянством и крестьянством дон Рэбо поставил духовенство. В стратегическом плане епископ и боевой магистр раб божий Рэбо восстановил кристалл, вышедший из рук небесного ювелира. Что из этого вышло описано в романе.
Город был поражен невыносимым ужасом. Красноватое утреннее солнце угрюмо озаряло пустынные улицы, дымящиеся развалины, сорванные ставни, взломанные двери. В пыли кроваво сверкали осколки стекол. Неисчислимые полчища ворон спустились на город, как на чистое поле. На площадях и перекрестках по двое и по трое торчали всадники в черном - медленно поворачивались в седлах всем туловищем, поглядывая сквозь прорези в низко надвинутых клобуках. С наспех врытых столбов свисали на цепях обугленные тела над погасшими углями. Казалось, ничего живого не осталось в городе - только орущие вороны и деловитые убийцы в черном.
Поглядев на церковь и орден вблизи, дон Рэбо вполне мог засомневаться в правильности выбора. Но у кого спросить, как на самом деле правильно? Церковь имеет доступ к трансценденции к богу, но если дон Рэбо разочаровался в ордене, кого кроме церкви можно было спросить о ценностях?
Дон Рэбо торопливо сказал, просительно улыбаясь:
- Я хочу одного. Я хочу, чтобы вы были при мне, дон Румата. Я не могу вас убить. Не знаю почему, но не могу.
- Боитесь,- сказал Румата.
- Ну и боюсь,- согласился дон Рэбо.- Может быть, вы дьявол. Может быть, сын бога. Кто вас знает? А может быть, вы человек из могущественных заморских стран: говорят, есть такие…
Получается, что за действиями дона Рэбы есть стратегический слой, основанный на ценностях. Дон Рэбо не просто искусно борется за власть, но пытается воплотить общественный идеал. Проблема в том, что в средние века никакого другого общественного идеала просто нет. Гуманизм еще не появился. Более того, дон Рэбо, посмотрев вблизи на свой идеал усомнился в своих ценностях и абсолютно честно говорит об этом дону Румате. И абсолютно искреннее надеется, что дон Румата поможет ему в этой ситуации, поскольку, человеку средневековья, усомнившемуся в церкви просто некуда обратиться. Поэтому, дон Рэбо на самом деле положительный герой своего времени.