Погладим одним постом чеклися дважды. "Напишите, что есть начало учебного года для вас", "Опубликуйте архивные школьные фотографии". В общем, рассказ о моем самом первом первом сентября, с фотографиями.
Годам к пяти-шести я, наверняка была уже готова пойти в школу - я очень любила учиться, с трепетом и придыханием относилась к соблюдению правил, традиций и ритуалов, умела читать, коряво писать (привет всем переученным левшам, амбидекстрам и людям со смешанным преобладанием полушарий) печатными буквами, а главное - я туда очень-очень хотела. Но мы три года прожили в Якутии, и в школу без полных семи лет там меня брать отказались. А в мои семь мы вернулись обратно в Литву, где, как оказалось, тогда массово брали в первый класс не только шестилеток, но и тех, кому осенью только шесть исполнится. Так я и оказалась главной дылдой в классе, среди крошечных мальчиков и девочек, выше их всех почти на голову. А еще я отличалась стандартной советской школьной формой, каким бы оксюмороном это не звучало. Потому что в Литве тогда была своя форма. Девочки-первоклашки носили коричневые сарафанчики и рубашки, белые для парадных случаев, в красно-белую клетку - повседневные. Мальчики - синие полукомбинезоны с такими же рубашками. Это была самая красивая и удобная школьная форма, которую я видела за свою жизнь. Мне даже тоже решили ее купить, но в магазине были размеры только на миниатюрных пяти- и шести леток, увы. Стандартную форму я, кстати, скоро носить перестала, стала носить просто цветное шерстяное платье. А коричневое с фартуками - уже только со второго класса, в другой школе.
На первой линейке я стояла замерев от волнения и благоговения. Все происходящее казалось чем-то не просто значимым, - сакральным. Но вот помню из всей линейки только один момент. Одиннадцатиклассники прикалывают нам бумажные значки с цифрой один и дарят книжки. Слышу диалог: - Лишние книжки остались, куда девать? - Ну отдай кому-нибудь, кто читать любит. Мне очень хочется сказать, что я люблю, но не решаюсь. Потому что старшеклассники - почти такие же могущественные и загадочные существа, как и учителя. Разве можно запросто с ними разговаривать?
Видите девочку в очках, которая держит букет гладиолусов, словно в последнюю минуту перед боем? )
Просто для контраста, это я последним дошкольным летом.
Первый учебный год вспоминаю со смешанными чувствами. Учиться было легко, даже слишком. Но. Были два тяжких "но". Почерк. Весь первый класс я, "ведь так правильно", пыталась писать правой рукой. Второе - я боялась учительницу. Одним из ее принципов было - никаких перешептываний, все в открытую. Если тебе во время урока понадобился карандаш, нельзя тихонько спросить у соседа по парте. Нужно встать и громко сказать: - Ребята, одолжите мне пожалуйста карандаш! Если целью было научить нас бороться с застенчивостью, то со мной явно вышел обратный эффект, но это уже другая, грустная, история. Даже, наверное, не одна.
Эти фотографии - уже середина учебного года.
Изображаем учебный процесс.
Вообще, если память не изменяет, обычно подходить к учительскому столу не одобрялось. Но тут кадр постановочный.
Общее фото
Это 1989 год. Некоторые ради фотографирования пришли в парадном варианте формы, остальные - кто в чем.
Возвращаясь к первому сентября. Несмотря ни на что, трепетное отношение к этому празднику я сохранила вплоть до старших классов. Потом был краткий период нигилизма, но уже на первый курс я шла после бессонной от волнения ночи с тем же детским ощущением - вот сейчас откроется новый, волшебный мир, где будет столько интересного! И учиться я до сих пор люблю :)