Пятую серию "Войны и мира" впечатлительным лучше не смотреть. Или точнее так - в конце Бородино, жестко. Война как она есть. ВВС респект, конечно. Отличный фильм.
Не хочу сравнивать с бондарчуковской опупеей, чтоб не создавать битвы имхами. Смотрю так, будто других версий нет.
Общее впечатление - снято с настоящей любовью к роману, к персонажам и истории. Я очень люблю "Войну и мир" книгой, но мой личный баг - я никогда не вижу за текстом "картинок", а тут все ожило и приобрело объем. И домашняя, суматошная Москва, и холодный Петербург, видимая, ощутимая разница атмосфер салона Шерер и дома Ростовых.
Очень здорово, что практически отсутствует закадровое чтение, оказывается, все огромные абзацы внутренних монологов можно понять просто наблюдая за лицами героев. Сценаристы хорошо прошлись ножницами, обрезав малозначащие ветки и скроив из пугала школьной программы захватывающий, энергичный, яркий фильм, который можно смотреть с настоящим интересом, убрав из головы все школьные сочинения о дубах и дубинах.
Актеры очень радуют. В сцене дуэли Пьера и Долохова, где я вдруг забыла, что смотрю с озвучкой - было впечатление русского фильма. Лица не английские, хотя есть пара мискастов, но они не особо задевают. Князь Андрей похож чем-то на молодого Костолевского, князь Василий Курагин немного напоминает Смоктуновского в фильме о декабристах.
И Пьер, Пьер, Пьер!! Замечательный парень, я сейчас про тандем актера и героя. Все получилось - и рефлексия, и неуверенность-неуклюжесть, и вспышки гнева, и мужественность и сила, когда его что-то по-настоящему задевало. В то, что он мог убить Курагина - верю. И сам Курагин явно тоже. Дай бог им счастья с Наташей, они в самом деле друг другу очень подходят.
Очаровательная Наташа, хотя вот у нее лицо как раз одно из "современных", но зато получилось показать взросление с 1805 по 1812, и внешне и внутренне. И понятно, чем эта девочка привлекала к себе внимание - она такая искренне эмоциональная и живая, что на нее хочется просто любоваться.
Чудесные Ростовы, все, мама-папа отжигают. Действительно, крепкая, любящая, хорошая семья.
Немного разочаровала Соня, но это вкусовщина - мне она представлялась более яркой, а тут практически вторая Марья, и с лица, и по характеру.
Марья тоже замечательная - некрасивая, как положено, а потом буквально как в книге, - расцветающая от любви. Вообще здорово, что возраст актеров и персонажей соответствует, все поступки и поведения становятся понятнее, сопереживаешь не задумываясь.
Про Анатоля читала вопли возмущения, мол, он должен был красавчиком, а тут такое. На мой взгляд, гораздо важнее то, как он сыграл, а сыграл здорово - порочное наглое лицо, в полном соответствии с характером. Что не понравилось (претензия к сценаристам) - слишком большой упор на возможную связь Элен с братом, ну люди дорогие, это не семейка Ланнистеров все же! У Толстого по тексту один слабый намек и то - эта странная мысль принадлежит сходившему с ума от ревности и отвращения Пьеру. Элен разочаровала больше всех: тема распутной хищницы раскрыта со всех сторон, но все же у персонажа было чуть больше мозгов и светского шика. А тут этакая гламурная богатая фифа, которая кроме как о любовниках не думает. Элен из сериала сложно представить хозяйкой салона, практически равного Шерер по значимости и влиянию.
Если уж пойти по багам сценаристов - сильно задели два изменения, значительно меняющих суть сюжета. Первый - то, что Болконский в Отрадном вовсю общался с Наташей и уже там в нее начал влюбляться, а самое главное - что она в него тоже!!! То есть, когда на бал Наташа едет уже в ожидании, что Андрей там будет, и возможно, они потанцуют, это сильно портит всю сцену и то, что в ней было заложено Толстым.
Ну и второе, практически критичный ляп - это то, что Андрей не просто пришел и сделал официальное предложение юной романтичной дурочке, после чего они какое-то время пробыли в тайной помолвке без малейших любовных проявлений. Собственно, вся драма Наташи и была в том, что подмороженный Андрей исполняя роль жениха вел себя весьма сдержанно, и она была с ним скованна и смущалась. А потом пришел Курагин и с разгона перевел девичьи возвышенные чувства на гораздо более низменные, спасибо тому же Болконскому - почву подготовил.
То, что в фильме Андрей еще до предложения вовсю катается с Наташей на коньках и целуется по сугробам, так же, как и в эпизоде с балом, лишает подоплеки всю дальнейшую историю. Про историчность и вообще возможность таких его действия я молчу, поскольку тогда придется докапываться до мелочей костюмно-антуражных, а вот это меня очень мало интересует. Просто барахтающийся в снегу и радостно смеющийся князь Андрей - это out of charаcter, абсолютно.
Но в целом, готова простить - настолько прекрасно все в целом, что даже такие досадные изменения не портят впечатления.
Безумно нравится КАК снято, работа оператора. Часто используемый эффект "подсматривания" - через дверь, полки в библиотеке, из коридора в комнату и так далее - создают атмосферу незримого присутствия при событиях реальной жизни. Реалити, в хорошем смысле, не игра на камеру.
Музыку, я читала, многие ругают, по мне так она удивительно незаметна, при этом везде работает на эпизод, усиливая нужное настроение. От саундтрека пятой серии - война, отступление и Бородино - мурашки по коже. Местами немного напоминает "Кармину Бурана", при этом хор исполняет что-то на русском. Госпиталь... ох, я с трудом заставила себя смотреть. Впрочем, и сама битва ужасает. Да, война это так, кровь, кишки, разорванные туловища, размозженные головы..
Веская ложка дегтя - перевод. Озвучка Newstudio - шикарная, работают профи, играют вместе с героями на экране, точно попадая в эмоции. Но текст!!! Понятно, что серии переводят в спешке, 31-го января вышла, третьего февраля уже выложили с дубляжом, но неужели актеров дубляжа самих не коробит от фраз типа "Да пребудет с тобой Иисус!". Болконского называют "вашим величеством", Наполеон то "сир", то "сэр", в репликах много калек с английского, которым вполне можно было даже не переводить, а написать на русском. Надо найти в оригинале, мне пока лень качать с торрентов, смотрела в переводном онлайн-кинозале.
Да, Болконскому за его мораль и нравственность по отношению к "падшей женщине" хочется на голову мусорное ведро надеть. Впрочем, я его никогда не любила.
Интересно, сколько там еще серий осталось. Буду скучать и даже, возможно, пересматривать.
Спасибо Борису Акунину за его рекомендацию, я не помню фильма по русской классике, который был бы настолько захватывающим.